Двое меня! И не разделяйте!
"Начну все-таки с проблемы "тяжкого бремени Земли". Вы сделали великолепную подборку цитат по этой теме из Адипарвы. К сожалению, я не помню, где именно в Илиаде была затронута та же тема. Ищу цитату. Если найду, обязательно выложу. Но точно помню, что меня поразило почти полное совпадение с Махабхаратой. Пока перескажу по книге А.А. Тахо-Годи "Греческая мифология". Род людской стал слишком многочисленным, а смертные герои - слишком дерзкими, настолько, что смели бросать вызов богам. В конце концов Гея была уже не в силах носить на себе это бремя и воззвала к Зевсу. Боги посовещались и решили заставить людей уничтожить друг друга. Ради осуществления этой цели Зевс вступает в брак с богиней Немесидой, и плодом этого брака является прекрасная Елена, из-за которой и разразилась Троянская война.
Совпадение практически буквальное. Не верится, что так могло получиться случайно. Если я ничего не путаю, в Илиаде рассказ о бремени земли вложен в уста одного из героев. (Не помню, кого именно. Может, кто-нибудь из тех, кто читает эту тему, хорошо знает текст Илиады и сможет помочь?)
В Махабхарате рассказ о воплотившихся асурах и обращении Земли к Брахме входит в одно из первых сказаний, "Сказание о воплощении первых родов", которые, наряду с каталогами содержания, предваряют основное повествование. В "сюжетных" частях тема "кауравы - воплощенные асуры" всплывает только однажды: в "Сказании о походе в становище пастухов", когда Дуроьдхана беседует с асурами во сне. Но там ситуация описывается несколько иначе: асуры обещают вселиться в кауравов ( которые по этой версии, очевидно, не являются их воплощениями), для того, чтобы помочь одержать победу над Пандавами - сыновьями и частичными воплощениями богов. В Махабхарате влияние асуров, якобы воплощенных в героях, совершенно не заметно. Остается впечатление, что люди действуют каждый в соответствии со своим характером и по собственной инициативе. Вот в сказаниях о детстве и юности Кришны Канса и его приспешники - действительно асуры и ракшасы, и это видно совершенно ясно.
Кроме того, комбинация, якобы разработанная богами для уничтожения царей-асуров, какая-то переусложненная. Слишком многое зависит от решения, или даже каприза того, или иного персонажа. Влиять на свободу воли боги Махабхараты не могут, это абсолютно точно. Предвидеть реакцию на те или иные обстоятельства человека, который еще не родился - ИМХО, для них нереальная задача.
У меня сложилось впечатление, что и в Махабхарате, и в Илиаде мотив "бремени земли" появился после того, как окончательно сложился сюжет. Это попытка объяснить то, с чем разум слушателя-читателя не желает мириться: почему достойные люди убивают друг друга в сражении и не могут предотвратить, или остановить бойню. Для этих эпосов характерно теплое отношение к героям из обоих враждующих лагерей, потому возникла такая необходимость. Видимо, в объяснении проявился архетип, или древний индоевропейский мотив. Но этот мотив присутствует в поэмах как комментарий, а не вытекает из сюжета, как необходимость.
Поэтому я не принимаю его на веру...."

Совпадение практически буквальное. Не верится, что так могло получиться случайно. Если я ничего не путаю, в Илиаде рассказ о бремени земли вложен в уста одного из героев. (Не помню, кого именно. Может, кто-нибудь из тех, кто читает эту тему, хорошо знает текст Илиады и сможет помочь?)
В Махабхарате рассказ о воплотившихся асурах и обращении Земли к Брахме входит в одно из первых сказаний, "Сказание о воплощении первых родов", которые, наряду с каталогами содержания, предваряют основное повествование. В "сюжетных" частях тема "кауравы - воплощенные асуры" всплывает только однажды: в "Сказании о походе в становище пастухов", когда Дуроьдхана беседует с асурами во сне. Но там ситуация описывается несколько иначе: асуры обещают вселиться в кауравов ( которые по этой версии, очевидно, не являются их воплощениями), для того, чтобы помочь одержать победу над Пандавами - сыновьями и частичными воплощениями богов. В Махабхарате влияние асуров, якобы воплощенных в героях, совершенно не заметно. Остается впечатление, что люди действуют каждый в соответствии со своим характером и по собственной инициативе. Вот в сказаниях о детстве и юности Кришны Канса и его приспешники - действительно асуры и ракшасы, и это видно совершенно ясно.
Кроме того, комбинация, якобы разработанная богами для уничтожения царей-асуров, какая-то переусложненная. Слишком многое зависит от решения, или даже каприза того, или иного персонажа. Влиять на свободу воли боги Махабхараты не могут, это абсолютно точно. Предвидеть реакцию на те или иные обстоятельства человека, который еще не родился - ИМХО, для них нереальная задача.
У меня сложилось впечатление, что и в Махабхарате, и в Илиаде мотив "бремени земли" появился после того, как окончательно сложился сюжет. Это попытка объяснить то, с чем разум слушателя-читателя не желает мириться: почему достойные люди убивают друг друга в сражении и не могут предотвратить, или остановить бойню. Для этих эпосов характерно теплое отношение к героям из обоих враждующих лагерей, потому возникла такая необходимость. Видимо, в объяснении проявился архетип, или древний индоевропейский мотив. Но этот мотив присутствует в поэмах как комментарий, а не вытекает из сюжета, как необходимость.
Поэтому я не принимаю его на веру...."
