Двое меня! И не разделяйте!
от того же Деви бхакты - краткая информация о докладах на XXIX Зографских чтениях.
Я. В. Васильков. О происхождении культурных архаизмов в позднем слое содержания Махабхараты (на примере темы воинских братств).
У индоевропейских народов бытовали два типа воинских братств – юношей и взрослых воинов. Братства юношей – это т. н. «братства медведей», а братства взрослых воинов – это т. н. «братства псов». Первых отличает агрессия и нарушение установленных правил (напр., спартанские криптерии), а вторые, наоборот, играют роль стражей. В Махабхарате есть немало примеров существования этих братств. Например, в эпизоде с похищением Субхадры Кришной. Местом для собрания членов братств служила сабха. Эпизод с псом, в которого обратился бог Дхарма, в заключительной книге Махабхараты связан именно с темой «братства псов».
Е. Н. Аникеева. Концепт Ишвары в «Бхагавадгите».
Е. Аникеева – ученица В. Семенцова. Ишвара соотносится с понятием «личный бог», на греческом «деспот», на древнееврейском «адонай». Понятие «Ишвара» появляется в брахманизме. Джайны были критиками этого понятия, как и буддисты. В. Семенцов указывал на единство Бхагавад-гиты и упанишад в понимании Ишвары. Бхагавад-гита вовсе не цитирует упанишады, просто ее текст вознивает в той же среде, где возникли и они. В БГ мы видим Ишвароцентризм. Высший бог – безличен, а вторичное божество – личное. Ишвара отождествляется с пурушей. Три момента ишваравады: 1. катафотизм – в противоположность апофатизму Брахмана; 2. космопорождение; 3. порождение тримурти. Является диалектика личного и безличного божества. В индуизме чем ниже уровень метафизики, тем больше черт личного божества и катафотичности, и наоборот. Катафотичность переходит в космопорождение. Креационизма в БГ нет. Радхакришнан писал о панентеизме БГ: «я творю мир своей частью». Основой же тримурти является утверждение: «я есть начало, середина и конец творения». Заключение: Ишвара это не абсолютный личный бог, ишваравада – это функциональный или ограниченный теизм, имеющий основой концепцию апофатического ниргуна-брахмана. Я. В. Васильков добавил, что безличный Брахман в БГ является поздней интерполяцией, в остальных же случаях
Кришна – личное божество – выше безличного Брахмана. 
Б. В. Загуменнов. Так что же такое карма?
Самое корректное изложение понятия «карма» таково: карма это действия, которые влияют на обстоятельства в этой или будущей жизни. Часто ведь ошибочно связывают карму только с будущей жизнью. По мнению же Андросова, почему-то карма в начале проявляется слабо, и только в конце сильно. Вообще же варианты толкования понятия «карма» таковы:1. это судьба, рок, что неправильно, ибо карма связана с нашими собственными деяниями, 2. злодеи страдают, а добрые вознаграждаются – это самая примитивная трактовка, 3. причина и следствие, «что посеешь, то и пожнешь», 4. мотивация как движущая сила поступка, это и есть карма, а не внешнее действие. Выделяют три вида кармы: 1. прарабдха – то, что уже проявляется, 2. вартамана – которую мы творим сейчас, 3. саньчита – накопленная карма. Христиане подвергают критике учение о карме, заявляя, что им увековечивается зло. Но ведь добро им тоже увековечивается. Кроме того, у христиан фактически существует представление о суперкарме – это идея первородного греха.
А. В. Челнокова. Множество жизней поэмы Тулсидаса (некоторые аспекты современного бытовании «Рамачаритаманасы»).
Из доклада запомнилось, что образ Рамы активно используется в пропаганде индуистскими фундаменталистами, а Рамаяна, как Рамаяна Вальмики на санскрите, так и «Рамачаритаманаса» Тулсидаса выдвигается ими на первое место как самая священная книга. Если обычно Рама изображался в образе миловидного юноши, держащего лук в небоевом положении, то на плакатах индусских радикалов – он суровый воин с мощной мускулатурой, натягивающий лук (прямо индийский Рембо!)
Я. В. Васильков. О происхождении культурных архаизмов в позднем слое содержания Махабхараты (на примере темы воинских братств).
У индоевропейских народов бытовали два типа воинских братств – юношей и взрослых воинов. Братства юношей – это т. н. «братства медведей», а братства взрослых воинов – это т. н. «братства псов». Первых отличает агрессия и нарушение установленных правил (напр., спартанские криптерии), а вторые, наоборот, играют роль стражей. В Махабхарате есть немало примеров существования этих братств. Например, в эпизоде с похищением Субхадры Кришной. Местом для собрания членов братств служила сабха. Эпизод с псом, в которого обратился бог Дхарма, в заключительной книге Махабхараты связан именно с темой «братства псов».
Е. Н. Аникеева. Концепт Ишвары в «Бхагавадгите».
Е. Аникеева – ученица В. Семенцова. Ишвара соотносится с понятием «личный бог», на греческом «деспот», на древнееврейском «адонай». Понятие «Ишвара» появляется в брахманизме. Джайны были критиками этого понятия, как и буддисты. В. Семенцов указывал на единство Бхагавад-гиты и упанишад в понимании Ишвары. Бхагавад-гита вовсе не цитирует упанишады, просто ее текст вознивает в той же среде, где возникли и они. В БГ мы видим Ишвароцентризм. Высший бог – безличен, а вторичное божество – личное. Ишвара отождествляется с пурушей. Три момента ишваравады: 1. катафотизм – в противоположность апофатизму Брахмана; 2. космопорождение; 3. порождение тримурти. Является диалектика личного и безличного божества. В индуизме чем ниже уровень метафизики, тем больше черт личного божества и катафотичности, и наоборот. Катафотичность переходит в космопорождение. Креационизма в БГ нет. Радхакришнан писал о панентеизме БГ: «я творю мир своей частью». Основой же тримурти является утверждение: «я есть начало, середина и конец творения». Заключение: Ишвара это не абсолютный личный бог, ишваравада – это функциональный или ограниченный теизм, имеющий основой концепцию апофатического ниргуна-брахмана. Я. В. Васильков добавил, что безличный Брахман в БГ является поздней интерполяцией, в остальных же случаях


Б. В. Загуменнов. Так что же такое карма?
Самое корректное изложение понятия «карма» таково: карма это действия, которые влияют на обстоятельства в этой или будущей жизни. Часто ведь ошибочно связывают карму только с будущей жизнью. По мнению же Андросова, почему-то карма в начале проявляется слабо, и только в конце сильно. Вообще же варианты толкования понятия «карма» таковы:1. это судьба, рок, что неправильно, ибо карма связана с нашими собственными деяниями, 2. злодеи страдают, а добрые вознаграждаются – это самая примитивная трактовка, 3. причина и следствие, «что посеешь, то и пожнешь», 4. мотивация как движущая сила поступка, это и есть карма, а не внешнее действие. Выделяют три вида кармы: 1. прарабдха – то, что уже проявляется, 2. вартамана – которую мы творим сейчас, 3. саньчита – накопленная карма. Христиане подвергают критике учение о карме, заявляя, что им увековечивается зло. Но ведь добро им тоже увековечивается. Кроме того, у христиан фактически существует представление о суперкарме – это идея первородного греха.
А. В. Челнокова. Множество жизней поэмы Тулсидаса (некоторые аспекты современного бытовании «Рамачаритаманасы»).
Из доклада запомнилось, что образ Рамы активно используется в пропаганде индуистскими фундаменталистами, а Рамаяна, как Рамаяна Вальмики на санскрите, так и «Рамачаритаманаса» Тулсидаса выдвигается ими на первое место как самая священная книга. Если обычно Рама изображался в образе миловидного юноши, держащего лук в небоевом положении, то на плакатах индусских радикалов – он суровый воин с мощной мускулатурой, натягивающий лук (прямо индийский Рембо!)