Двое меня! И не разделяйте!
читать дальше



"А тот могучий сын Сомы, который был известен под именем Суварчас [сияние месяца], стал сыном Арджуны, по имени Абхиманью, стяжавшим великую славу". [Адипарва, 61].
Дюмезиль приводит рассказ, который есть и у Гангули (Адипарва, 67), но отсутствует в Критическом издании:
Сома очень неохотно расстаётся с сыном--Варчас ему "дороже самой жизни"--и заключает с богами договор, согласно которому Суварчас проведёт на земле лишь шестнадцать лет, tatah shodas'a varshani sthasyati [соответствующих шестнадцати дням светлой половины месяца--щуклапакша].
Сома предсказывает, что на шестнадцатом году жизни "the boy of mighty arms" примет участие в великой битве и, проникнув в "труднопроницаемый строй" (impenetrable array), Чакра-вьюху--круглый строй, напоминающий полную луну, в течение первой половины дня, "бесстрашно рыская по тому строю", успеет отправить четвертую часть врагов в обитель Ямы. А когда к концу дня враги поочухаются--"my boy of mighty arms shall reappear before me", заключает Сома. Вечером на небе восходит полная луна, во всём своём блеске.
Махабхарата любит сравнивать своих героев с солнцем, месяцем, дождём... Но Абхиманью особенно охотно сравнивают именно с месяцем.
"И Абхиманью с самого детства сделался любимцем Васудевы, а также своего отца и его родных, подобно тому как месяц бывает приятен для всех людей. Вскоре после его рождения Кришна совершил для него святые обряды. И мальчик возрастал, словно месяц в светлой половине. <...> И лицом он был подобен полной луне" (Адипарва, 213). [Хотя--есть и сравнение с солнцем: "Украшая землю телом своим, он лежит, будто Солнце, упавшее с небосвода", Дронапарва, 50; но это --упавшее Солнце].
А колесо--последнее оружие Абхиманью, разрубленное врагами на мелкие кусочки.
Не напоминает ли в таком случaе гибель Абхиманью повсемеcтно распространённые мифы об убийстве светила/пожирании светила чудовищем и т. п.
& Если вспомнить рассуждения о том, что "всё к лучшему", то: ведь Абхиманью всё-таки погиб на поле боя, а не во время избиения спящих.