Двое меня! И не разделяйте!
В ходе покорения мира, предшествующего совершению Раджасуйи, Сахадева отправляется на юг. В распределении сторон света между братьями нет ничего удивительного: стороны света расположены "по старшинству"--от "первой и лучшей"--востока до последней и "худшей"--пустынного юга, обители Ямы. Последняя и достаётся Сахадеве. Этот поход очень примечателен с точки зрения этнографии: помимо совсем уж мифических "одноногих людей" Сахадева сталкивается с неарийскими племенами юга Индии, с дравидами, исконным населением Индостана, они так и упоминаются в списке покорённых племён--the Dravidas.
Но не это нас сейчас интересует. Накула встречает упорное сопротивление со стороны царя Нилы, владыки города Махишмати. (Не страны, а именно города--это тоже примечательно!) Сам Сахадева чуть было не погиб в этом кровопролитном сражении, а всё потому, что на стороне Нилы сражался сам Агни.
Почему Агни перешёл на сторону "врага"--это вообще прелюбопытная история. Оказывается, в Махишмати Агни прославился своими любовными похождениями ("earned the reputation of a lover").
Прямо история ко дню влюблённых получается, судите сами: у царя была дочь-красавица, всегда присутствовавшая при возжигании священного огня. Огонь от такой жизни совсем разбаловался и разгораться соизволял только от дыхания юной девы, слетавшего с ея лилейных уст. А потом и вовсе принял облик брахмана и в этом облике вовсю наслаждался обществом царевны. Пока эту влюблённую парочку не застал царь-отец. Царь не сразу признал в любовнике пламенного бога и поначалу разгневался не на шутку и кликнул стражу, намереваясь покарать негодяя.
Но тут уже сам бог буквально воспылал гневом. Царь мигом опомнился, признал свои ошибки и даровал ему свою дочь в жёны. От радости Агни обещал исполнить любое желание тестя. И тот пожелал, чтобы его войска стали непобедимы и никогда не испытывали страха. С тех пор Агни сопровождал в бою войска тестя, и горел подлый враг синим пламенем. Мало-помалу не то что подлый враг, а и вообще все соседи стали обходить град Махишмати стороной, от греха подальше. А между тем местным дамам и девицам тоже хотелось наслаждаться радостями любви. Но вот беда--военные успехи царя отбили у потенциальных женихов всякую охоту навещать неприступный город. И тогда "Агни даровал незамужним жительницам Махишмати сексуальную свободу [sexual liberty]", и те бродили по окрестностям в поисках любовных утех, не имея постоянного мужа ["each unbound to a particular husband"]. Вот они, радости промискуитета во всей его красе!
А тем временем, "увидев, что его пехотинцы, всадники, воины на слонах и воины на колесницах охвачены пламенем", Сахадева, не дрогнув, заговаривает огонь! Да, то, что он делает, больше всего похоже на магический ритуал, на заговор: "Очистившись и коснувшись воды, герой обратился тогда к Агни с такими словами: "Я поклоняюсь тебе, о тот, чей путь окутан дымом! О всеочищающий, ты--уста богов, ты воплощённая жертва. Ради тебя я совершаю эти подвиги." Далее Сахадева восхваляет Агни, перечисляя его многочисленные эпитеты и столь же многочисленные достоинства и заслуги. И говорит так: "О Агни, даруй мне мощь [energy], пусть Ветер даст мне жизнь, пусть Земля даст мне пищу и силу, пусть Вода даст мне процветание. О Агни, первопричина вод [the first cause of the waters], Чистый, ты, чьими усилиями распространилось знание Вед,ты, лучший из богов, очисть меня истиной. <...> Пусть лучи истины, исходящие от тебя во время жертвоприношения, очистят меня. Тот, чей путь окутан дымом, пламенный, ты, очищающий от всех грехов, рождённый Ваю и пребывающий во всех созданиях, очисти меня лучами истины! Очистившись так, я молюсь тебе, о великий [exalted one]. О Агни, даруй мне довольство, и процветание, и знание, и счастье! О уноситель жертвенных возлияний, тебе не пристало препятствовать жертвоприношению!" Сказав так, Сахадева расстелил на земле стебли священной травы куша и сел, ожидая приближения огня и следующего за ним грозного войска.
И, подобно океану, что никогда не выходит из своих берегов, Агни не тронул его. Напротив, приблизившись к нему, Агни сказал: "Встань, о потомок рода Куру, я лишь испытывал тебя. Я знаю о жертвоприношении Юдхиштхиры, но, пока не прервётся род Нилы, я буду защищать этот город. Однако, я сделаю так, что желания твоего сердца исполнятся". И Сахадева встал и, сложив ладони, почтил бога поклоном. И огонь отступил. И, по приказанию Агни, царь Нила тогда приветствовал Пандаву и подчинился его власти и почтил его данью. Так подчинив Нилу своей власти, Сахадева отправился дальше на юг.
Но не это нас сейчас интересует. Накула встречает упорное сопротивление со стороны царя Нилы, владыки города Махишмати. (Не страны, а именно города--это тоже примечательно!) Сам Сахадева чуть было не погиб в этом кровопролитном сражении, а всё потому, что на стороне Нилы сражался сам Агни.
Почему Агни перешёл на сторону "врага"--это вообще прелюбопытная история. Оказывается, в Махишмати Агни прославился своими любовными похождениями ("earned the reputation of a lover").
Прямо история ко дню влюблённых получается, судите сами: у царя была дочь-красавица, всегда присутствовавшая при возжигании священного огня. Огонь от такой жизни совсем разбаловался и разгораться соизволял только от дыхания юной девы, слетавшего с ея лилейных уст. А потом и вовсе принял облик брахмана и в этом облике вовсю наслаждался обществом царевны. Пока эту влюблённую парочку не застал царь-отец. Царь не сразу признал в любовнике пламенного бога и поначалу разгневался не на шутку и кликнул стражу, намереваясь покарать негодяя.
Но тут уже сам бог буквально воспылал гневом. Царь мигом опомнился, признал свои ошибки и даровал ему свою дочь в жёны. От радости Агни обещал исполнить любое желание тестя. И тот пожелал, чтобы его войска стали непобедимы и никогда не испытывали страха. С тех пор Агни сопровождал в бою войска тестя, и горел подлый враг синим пламенем. Мало-помалу не то что подлый враг, а и вообще все соседи стали обходить град Махишмати стороной, от греха подальше. А между тем местным дамам и девицам тоже хотелось наслаждаться радостями любви. Но вот беда--военные успехи царя отбили у потенциальных женихов всякую охоту навещать неприступный город. И тогда "Агни даровал незамужним жительницам Махишмати сексуальную свободу [sexual liberty]", и те бродили по окрестностям в поисках любовных утех, не имея постоянного мужа ["each unbound to a particular husband"]. Вот они, радости промискуитета во всей его красе!
А тем временем, "увидев, что его пехотинцы, всадники, воины на слонах и воины на колесницах охвачены пламенем", Сахадева, не дрогнув, заговаривает огонь! Да, то, что он делает, больше всего похоже на магический ритуал, на заговор: "Очистившись и коснувшись воды, герой обратился тогда к Агни с такими словами: "Я поклоняюсь тебе, о тот, чей путь окутан дымом! О всеочищающий, ты--уста богов, ты воплощённая жертва. Ради тебя я совершаю эти подвиги." Далее Сахадева восхваляет Агни, перечисляя его многочисленные эпитеты и столь же многочисленные достоинства и заслуги. И говорит так: "О Агни, даруй мне мощь [energy], пусть Ветер даст мне жизнь, пусть Земля даст мне пищу и силу, пусть Вода даст мне процветание. О Агни, первопричина вод [the first cause of the waters], Чистый, ты, чьими усилиями распространилось знание Вед,ты, лучший из богов, очисть меня истиной. <...> Пусть лучи истины, исходящие от тебя во время жертвоприношения, очистят меня. Тот, чей путь окутан дымом, пламенный, ты, очищающий от всех грехов, рождённый Ваю и пребывающий во всех созданиях, очисти меня лучами истины! Очистившись так, я молюсь тебе, о великий [exalted one]. О Агни, даруй мне довольство, и процветание, и знание, и счастье! О уноситель жертвенных возлияний, тебе не пристало препятствовать жертвоприношению!" Сказав так, Сахадева расстелил на земле стебли священной травы куша и сел, ожидая приближения огня и следующего за ним грозного войска.
И, подобно океану, что никогда не выходит из своих берегов, Агни не тронул его. Напротив, приблизившись к нему, Агни сказал: "Встань, о потомок рода Куру, я лишь испытывал тебя. Я знаю о жертвоприношении Юдхиштхиры, но, пока не прервётся род Нилы, я буду защищать этот город. Однако, я сделаю так, что желания твоего сердца исполнятся". И Сахадева встал и, сложив ладони, почтил бога поклоном. И огонь отступил. И, по приказанию Агни, царь Нила тогда приветствовал Пандаву и подчинился его власти и почтил его данью. Так подчинив Нилу своей власти, Сахадева отправился дальше на юг.