Двое меня! И не разделяйте!
Из гимна Савитару.

Савита́р (древнеинд. Savitár, от sū-, «рождать», буквально «порождающий»), в древнеиндийской мифологии солярное божество. В «Ригведе» ему посвящено 11 гимнов. С. особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в других случаях С. отождествляется с Сурьей [(РВ V 81, 2—3); сравни также отождествления с Бхагой (VII 37, 8), Митрой (V 81, 4), Пушаном (V 81, 5)]; наконец, С. (X 85) — отец Сурьи. Как солнечное божество С. разъезжает на колеснице, запряжённой конями, по небу или между небом и землёй, восходит на небесные высоты, пробуждает по утрам весь мир и богов, приводит ночь и ночной покой, предшествует дню и ночи, членит время (в частности, определяет сроки жертвоприношения). С. торопит солнце, которое подчиняется ему (как и ветер). Универсальное определение С. — «золотой» (таковы его глаза, язык, руки, волосы, одежда, колесница, кони). С. обладает и другими космологическими функциями: он заполняет воздушное пространство и мир (IV 52. 2—3; VII 45, 1), управляет миром (его называют господином творения и господином мира, IV 53, 6), приводит в покой землю и укрепляет небо (X 149, 1), удерживает небо (IV 53, 2), охватывает тройное воздушное и небесное пространство, приводит в движение три неба, три земли, охраняет людей тремя обетами (IV 53, 5; число три особенно характерно для С.). С. простирает руки (он — «широкорукий») и даёт свет, указывает путь водам; даже боги, которым он указывает бессмертие (IV 54, 2), следуют его советам (II 38, 9). С. приносит и распределяет дары, богатство, сокровища, счастье (он — «бог счастья», V 82, 3), силу, даёт долгую жизнь (назначает жизненный срок; его молят о детях), изгоняет болезни, лечит от истощения, ограждает от колдовства, защищает жертвователя, забирает грехи. С. — «мудрейший из мудрых» (V 42, 3), он знает источник океана, возбуждает мысли; он может принимать все формы (V 81, 2); он — асура и иногда причисляется к адитья




6. (Есть) три неба. Два (из них) - лоно Савитара.

Одно, с мужами-победителями, - в мире Ямы.

Всe бессмертное покоится на нем, как колесо - на чеке.

Кто это постиг, пусть здесь провозгласит!

7. Орел озирал воздушные пространства,

Глубоко вдохновенный Асура, добрый вождь.

Где теперь солнце? Кто (это) постиг?

К какому небу протянулся его луч?

8. Он озирал восемь вершин земли,

Равнину (длиной) в три перегона, семь рек.

Прошел златоокий бог Савитар,

Дающий желанные сокровища почитающему (его).

9. Златорукий Савитар, повелитель людского рода,

Странствует между обоими: между небом и землей.

Он гонит прочь болезнь, приводит в движение солнце.

Он спешит на небо через черное пространство.

10 Златорукий Асура, добрый вождь,

Милосердный, прекрасно помогающий, пусть придет сюда!

Прогоняя прочь ракшасов (и) колдунов,

Каждый вечер стоит бог, воспеваемый.

11. (Те,) что прежние пути твои, Савитар,

Непыльные: хорошо проложенные в воздушном пространстве,

(Приди) по этим легкопроходимым путям к нам сегодня

И защити нас и утешь, о бог!