Двое меня! И не разделяйте!
"В Мбх количество сцен похвальбы с участием Карны довольно велико - недаром его постоянно называют хвастуном. Впервые аудитория слышит похвальбу Карны во время состязания учеников Дроны, когда юный Арджуна называет Карну выскочкой, а оскорблённый Карна хвaстливо угрожает обидчику расправой (I, 126, 20): "Какой смысл в ругательствах, утешении слабого? Поговори лучше стрелами, о потомок Бхараты, пока я на глазах у (твоего) учителя не снесу сегодня стрелами тебе голову". Карна и Арджуна уже сжимают в руках луки, но схватку прерывают наставники, и eё иcxoд остаётся гадательным.
В следующий раз Карна похваляется своей доблестью и близкой победой над Арджуной во время набега кауравов на царство матсьев. Сам Арджуна бахвальства Карны не слышит, но Карну порицают, обвиняя в беспочвенном хвастовстве, его соратники из войска кауравов - Бхишма, Крипа и Ашваттхаман. После этого происходит сражение, и Карна, как и положено эпическому бахвалу, терпит позорное поражение от Арджуны в двух схватках подряд.
Теперь можно выделить характерные обстоятельства, которые и в дальнейшем будут характеризовать мотив бахвальства в примении к Карне:
а) похваляющийся Карна подвергается укорам со стороны своих же соратников (уникальное для эпоса обстоятельство);
б) похвальба Карны расценивается резонёрами не как акт воинской магии или элемент психологической подготовки себя самого и давления на противника, а исключительно как обычное "бытовое" хвастовство (так сказание подчёркивает неприглядные черты характера Карны и нагнетает атмосферу его изоляции и обречённости);
в) Карну особенно усердно укоряют в хвастовстве ещё не совершёнными подвигами;
г) в довершение унижения, Карна действительно терпит поражение, подтверждая правоту критиков и своё реноме хвастуна.
Подобные сцены будут повторяться и на Курукшетре, причём объектом
похвальбы Карны неизменно оказывается Арджуна, либо персонально, либо в составе более обширной группы ("пандавы", "пандавы и панчалы" и т. п.). В типичном случае Карна хвастливо обещает Дурьйодхане (Мбх VII, 133, 6): "Говорю тебе правду! Будь спокоен, о потомок Бхараты! Я убью сыновей Панду...", или (Мбх VIII, 6, 33-34): "Ведь прежде я уже сказал в присутствии твоём, сын Гандхари: <> Разумеется, я готов стать твоим военачальником. Будь крепок духом, великий царь, и считай, что пандавы уже побеждены!" Ничем, кроме пустого бахвальства, подобные заявления счесть нельзя. Дело даже не в том, может ли Карна одолеть пандавов в схватке: он обещал Кунти пощадить четверых из них!
На четыранадцатый день битвы бахвальство Карны и укоры наставника Крипы приводят к настоящей ссоре героев. Карна заявляет (Мбх VII, 133, 5-11): "Если бы и сам Пурандара явился сюда, чтобы спасти Партху, то быстро победив даже его, я убил бы затем и Пандаву... Я одержу победу в сражении над всеми пандавами... панчалами и кекаями, а также над вришни, собравшимися вместе!" Карну пытается поставить на место рассудительный Крипа (Мбх VII, 133): "Ты много хвастаешься, о Карна... но твоя доблесть нисколько не обнаруживается, ни также и сила твоя! Множество раз мы видели твоё столкновение с сыновьями Панду в бою. Но во всех случаях ты был побеждаем пандавами, о сын возницы!.. Проявлять свою доблесть, не прибегая к хвастовству, - есть долг порядочного человека". Карна в ярости принимается оскорблять почтенного наставника (Мбх VII, 133, 51-52): " Что до тебя самого, то ты старец и брахман (по рождению), и не способен в сражении. Ты питаешь любовь к партхам. И в ослеплении так ненавидишь меня! Если так ты будешь говорить мне снова тут неприятное для меня... тогда, извлекши свой меч, я отрежу твой язык, о нечестивец!" Надо ли говорить, что последовавшую схватку с Арджуной Карна блистательно проиграл (Мбх VII, 134, 46-52).
Карна не может воздержаться от бахвальства и перед финальной схваткой с Арджуной, и в результате подвергается насмешкам собственного возницы ("...Увлечённому похвальбой, несущемуся в бой среди ликующего войска великоколесничному бойцу, губителю недругов Радхее царь мадров отвечал с усмешкой..."). Правда, последняя похвальба Карны лишена гротескных форм, отмеченных нами ранее.
"
"В упомянутом вами эпизоде из "Дронапарвы" (гл. 133-134) Карна совершает акт воинской магии, настраивает себя на предстоящее ночное сражение. Кстати, по меркам Мбх, он похвастал совсем чуть-чуть: на полстраницы текста. Вмешательство Крипы не мотивировано ничем, кроме личной неприязни. Карна адекватно реагирует на оскорбление - отругивается. После этого Ашваттхаман бросается на него с мечом, и Дурьодхане приходится силой оттаскивать воинственного брахмана."
В следующий раз Карна похваляется своей доблестью и близкой победой над Арджуной во время набега кауравов на царство матсьев. Сам Арджуна бахвальства Карны не слышит, но Карну порицают, обвиняя в беспочвенном хвастовстве, его соратники из войска кауравов - Бхишма, Крипа и Ашваттхаман. После этого происходит сражение, и Карна, как и положено эпическому бахвалу, терпит позорное поражение от Арджуны в двух схватках подряд.
Теперь можно выделить характерные обстоятельства, которые и в дальнейшем будут характеризовать мотив бахвальства в примении к Карне:
а) похваляющийся Карна подвергается укорам со стороны своих же соратников (уникальное для эпоса обстоятельство);
б) похвальба Карны расценивается резонёрами не как акт воинской магии или элемент психологической подготовки себя самого и давления на противника, а исключительно как обычное "бытовое" хвастовство (так сказание подчёркивает неприглядные черты характера Карны и нагнетает атмосферу его изоляции и обречённости);
в) Карну особенно усердно укоряют в хвастовстве ещё не совершёнными подвигами;
г) в довершение унижения, Карна действительно терпит поражение, подтверждая правоту критиков и своё реноме хвастуна.
Подобные сцены будут повторяться и на Курукшетре, причём объектом
похвальбы Карны неизменно оказывается Арджуна, либо персонально, либо в составе более обширной группы ("пандавы", "пандавы и панчалы" и т. п.). В типичном случае Карна хвастливо обещает Дурьйодхане (Мбх VII, 133, 6): "Говорю тебе правду! Будь спокоен, о потомок Бхараты! Я убью сыновей Панду...", или (Мбх VIII, 6, 33-34): "Ведь прежде я уже сказал в присутствии твоём, сын Гандхари: <> Разумеется, я готов стать твоим военачальником. Будь крепок духом, великий царь, и считай, что пандавы уже побеждены!" Ничем, кроме пустого бахвальства, подобные заявления счесть нельзя. Дело даже не в том, может ли Карна одолеть пандавов в схватке: он обещал Кунти пощадить четверых из них!
На четыранадцатый день битвы бахвальство Карны и укоры наставника Крипы приводят к настоящей ссоре героев. Карна заявляет (Мбх VII, 133, 5-11): "Если бы и сам Пурандара явился сюда, чтобы спасти Партху, то быстро победив даже его, я убил бы затем и Пандаву... Я одержу победу в сражении над всеми пандавами... панчалами и кекаями, а также над вришни, собравшимися вместе!" Карну пытается поставить на место рассудительный Крипа (Мбх VII, 133): "Ты много хвастаешься, о Карна... но твоя доблесть нисколько не обнаруживается, ни также и сила твоя! Множество раз мы видели твоё столкновение с сыновьями Панду в бою. Но во всех случаях ты был побеждаем пандавами, о сын возницы!.. Проявлять свою доблесть, не прибегая к хвастовству, - есть долг порядочного человека". Карна в ярости принимается оскорблять почтенного наставника (Мбх VII, 133, 51-52): " Что до тебя самого, то ты старец и брахман (по рождению), и не способен в сражении. Ты питаешь любовь к партхам. И в ослеплении так ненавидишь меня! Если так ты будешь говорить мне снова тут неприятное для меня... тогда, извлекши свой меч, я отрежу твой язык, о нечестивец!" Надо ли говорить, что последовавшую схватку с Арджуной Карна блистательно проиграл (Мбх VII, 134, 46-52).
Карна не может воздержаться от бахвальства и перед финальной схваткой с Арджуной, и в результате подвергается насмешкам собственного возницы ("...Увлечённому похвальбой, несущемуся в бой среди ликующего войска великоколесничному бойцу, губителю недругов Радхее царь мадров отвечал с усмешкой..."). Правда, последняя похвальба Карны лишена гротескных форм, отмеченных нами ранее.
"
"В упомянутом вами эпизоде из "Дронапарвы" (гл. 133-134) Карна совершает акт воинской магии, настраивает себя на предстоящее ночное сражение. Кстати, по меркам Мбх, он похвастал совсем чуть-чуть: на полстраницы текста. Вмешательство Крипы не мотивировано ничем, кроме личной неприязни. Карна адекватно реагирует на оскорбление - отругивается. После этого Ашваттхаман бросается на него с мечом, и Дурьодхане приходится силой оттаскивать воинственного брахмана."