Двое меня! И не разделяйте!


"Одним из распространённых сюжетных мотивов эпоса является появление будущего триумфаторa, то есть героя, которому суждено одержать победу в состязании/одолеть врагов в схватке, таким образом или в таком виде, который как-либо маскирует его "героическую" внешность и притязания на победу. Наиболее яркий и известный пример – появление перед расправой с женихами Одиссея, скрытого под личиной старого нищего. Пример с Одиссеем иллюстрирует два аспекта подобной "маскировки". Во-первых, указанное поведение героя (если оно осуществляется сознательно, а это не всегда так) может быть обосновано сюжетно, так как даёт герою тактическое преимущество, например внезапность, в схватке с грозным/численно превосходящим противником. Во-вторых, это важный композиционный приём, с помощью внезапной трансформации (недавний аутсайдер - нынешний победитель) подчёркивающий неизбежный триумф героя. Второй аспект кажется особенно важным в русской былине о Добрыне Никитиче, который, переодевшись скоморохом, после многолетнего отсутствия появляется на свадьбе собственной жены с Алёшей Поповичем. В наиболее яркой форме мотив триумфа недавнего аутсайдера предствлен в сюжете о победе "пастушка" Париса, одолевшего всех принцев в царском состязании в Трое, после чего он был узнан и с радостью возвращён в лоно царской семьи.

Итак, "замаскированность" будущего победителя часто является результатом его хитрости (Одиссей; Илья в виде "калики перехожего" перед схваткой с Идолищем; Добрыня на свадебном пиру собственной жены; Арджуна и Бхима в обличье брахманов на сваямваре Драупади). Но во многих случаях никакой хитрости нет: тот же Илья до чудесного исцеления в тридцатилетнем возрасте действительно был парализованным калекой, сидящим на печи ["богатырём становится убогий человек" (В. Я. Пропп, 2006, с. 248)], точно так же, как и Иванушка-дурачок русских сказок вовсе не прикидывался дурачком, юный Беовульф - всеми презираемым увальнем, а пришедший на царские сотязания Парис искренне считал себя пастухом.

Оказаться в роли "тёмной лошадки" можно, скрыв своё имя или представившись явно вымышленным именем, как Илья (Никита Залешанин, то есть некто из-за леса), либо попросту опоздав на состязание/поединок, когда основные претенденты уже показали себя и победитель определился (Карна на "выпускном" состязании; Давид, принимающий вызов Голиафа только на сороковой день).

"Маскировка", подготавливающая триумф, может продолжаться и после совершения подвига. В этом случае герой, победив в состязании/спасши девицу, ретируется, не раскрыв имени (Арджуна после сваямвары Драупади), и во многих сказаниях только через некоторое время, когда конкуренты уже успели приписать себе его подвиг, его "случайно" узнают по кольцу/ране/повязке. Пример - Кухулин, спасший девушку от демонических великанов фоморов: "...Отправился Кухулин им навстречу и сразил троих из фоморов, сражаясь в одиночку. Между тем, один успел ранить его в запястье. Оторвала девушка кусок платья, чтобы перевязать Кухулину руку. Затем удалился Кухулин, так и не назвавшись девушке. ...Вскоре после этого пришёл в крепость Кухулин как простой чужестранец" (СУ, "Сватовство к Эмер").

Можно видеть, что появление героя в виде аутсайдера - это и стандартный сюжетный мотив героического сказания, и верный признак будущего триумфа героя, как правило, скорого. Насколько это приложимо к Карне?


читать дальше

@темы: Махабхарата, Творчество фанатов

Комментарии
04.11.2007 в 16:34

Parijata, там есть гораздо более значимые сюжеты "аутсайдерства" (само по себе выражение недаудачное, но я об этом скажу позже) Пандавов. :)
1. Сожжение Смоляного дома, мнимая смерть и бегство в джунгли. Скитания в чужом обличие. Появление на сваямваре Драупади, триумфальное обретение своего имени - это один абсолютно классический сказочно-эпичный сюжет.
2. Проигрыш в кости, рабство, изгнание в леса, житье при дворе Вираты в чужом облике, промежуточная победа над врагами (история с коровами), возвращение имен, окончательная победа в битве и коронация.

На самом деле то, что здесь называется "аутсайдерством героя" считается признаками так называемого "шаманского мифа", мифа об инициации, из которого согласна В. Я. Проппу произрастают корни эпоса и волшебной сказки. Миф об инициации включает полное падение или даже мнимую смерть (часто с заменой мнимо умершего другим покойником), полную потерю статуса, смену личины и житье под чужим именем, наконец триумфальное возвращение, обретение имени и прав. Зачастую сюда же прилагается вступление в брак, так как в брак можно было вступить только после прохождения инициации. Как можно видеть (это не я, к сожалению, придумала, это нашли наши эпосоведы) в сюжете "Махабхараты" очень четко просматривается "шаманский миф" (даже дублированный шаманский миф) с Пандавами в главной роли. Заметим, кстати, что у Арджуны есть еще один мелкий сюжет о его личном изгнании - история про изгнание в лес после того, как он застал Юдхиштхиру с Драупади. У Карны такой сюжет можно увидеть лишь при очень большом на то желании. Он "носит личину" сына колесничего вынужденно и неосознанно. При этом он на протяжении всего эпоса остается Карной, великим героем, а не преображается в нищего брахмана или евнуха, скрыв свое имя и статус как Арджуна. Карну, конечно, чморят из-за происхождения, но это ни в какое сравнение не идет с обоими полными падениями Пандавов: первый раз их вообще считают мертвыми, а второй раз они из царей в одночасье превращаются в рабов.

*Внесем ноту личного в общую псевдо-академическую интонацию* За что я люблю пятерку братцев - это за то, как умели держать удар. Почему-то все восхищаются Карной, который типа self-made man. Ну да self made. Но после того, как Парашурама его выучил, а Дуръодхана сделал царем (за одно соревнование по стрельбе из лука - в цари - нехило так подняли мальчика, неудивительно, что он на Дуръодхану разве что не молился), у Карны все было отлично. И никто не замечает, как Пандавы раз за разом поднимались из грязи. Бежать, спасая свою жизнь и скрываться, потом вернуться, завоевать царство, потом в один миг все потерять, пасть на самое дно, снова скрываться и все равно - выжить, вернуться и победить - вот это я понимаю, характер.

По-моему, то, что Карна должен в конце умереть, очевидно. Он ведь полностью (или частично) неуязвимый архаический герой-полубог. Такие всегда погибают, будучи так или иначе лишенными своей защиты. Это "классические" герои-полководцы типа Арджуны могут жить долго и счастливо. Сравним судьбу Карны с судьбой Ахилла или Зигфрида-Сигурда, которым он сродни. К тому же Карна, не хуже Ахилла, заглючен на личную славу, а классическая для эпоса цена личной славы - смерть в раннем возрасте. Судьба Карны имеет тут одно довольно принципиальное отличие - он отдает доспехи сам, сознательно (пусть и в обмен на копье Индры). Сюжет с лишение его неуязвимости лишь частично связан с обманом. Хотя все равно связан - Индра приходит к нему в виде брахмана.

Помимо шаманского мифа там еще видят миф о борьбе со змеем. :) Дуръодхана, который дышит под водой и вылупился из ларца, его домогательства до Драупади, Пандавы - герои-полубоги. Тут вот действительно есть интересный нюанс - обычно герой-полубог - драконоборец, а Карна - союзник Господина Дракона.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии