Двое меня! И не разделяйте!
"...есть ещё "процедурный" аспект, который связан с наиболее архаичными "слоями" эпоса. Ведь и Панду был только номинальным отцом - все дети Кунти и Мадри были зачаты от богов, но это ничего не меняет, и логика эпоса универсальна: и Христос - царь Иудеи, так как происходит по прямой линии от царя Давида... от Иосифа! А ведь тот, как специально указано в Евангелии, "был Марии как отец", то есть жил ней непорочно, а родила она сына Бога. Тем не менее замужество Марии с Иосифом - совершенно легитимное основание для Христа считаться наследником дома Давида.
Есть ещё одна сторона. Хотя Мбх, как все классические эпосы, в своих династических рассуждениях отражает реалии патриархального рода, там часто проглядывают совсем древние пережитки матриархата, когда линия родства прослеживалась по матери - ведь на самом деле и Карну, да и всех пятерых пандавов связывает мать (двух младших близнецов после смерти Мадри Кунти тоже усыновила) - пережитки матрилокального (возможно, и матрилинейного) брака, и примеры бесчисленны и в других эпосах, и в Мбх. Ведь и Абхиманью живет с матерью Субхадрой в семье дяди, то есть в материнском роду (Арджуна зачал ребёнка и смылся, а ребёнок вырастет с родичами матери - матрилокальный брак). Субхадра приводит Абхиманью в семью отца только когда пандавы уже живут в царстве Вираты, чтобы устроить его свадьбу - за полгода до битвы. Именно матрилокальный брак, когда сын встречает отца уже взрослым юношей - источник традиционного мотива битвы отца с неузнанным сыном. Так и Карна, хотя растёт вдали от Кунти, может "проследить" своё происхождение только через мать - к Панду, и т.д."

@темы: Махабхарата, Творчество фанатов

Комментарии
02.11.2007 в 22:26

Parijata, поправка - Арджуна смылся не от Субхадры, а от Читрагады. Субхадру он украл, потом жил с ней в Двараке, потом она жила с его семьей в Индрапрастхе, потом (после игры в кости) она с сыном уехала к своим родственникам. Но вообще да, там наблюдаются примеры разных матримониальных отношений из разных эпох.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии