Двое меня! И не разделяйте!
"Подкидыш. Знаки судьбы (окончaние)
Мы установили следующее. Во-первых, общеэпический мотив подкидыша, при разнообразии сопутствующих обстоятельств, часто сводится к намёку на божественное происхождение героя и, как следствие, указывает на его особое предназначение. Во-вторых, в некоторых сказаниях, помимо "намекающего" обстоятельства, которое оказывается привлекательным элементом сюжета, наличествует и прямое указание на небесное происхождение героя. Всё же сказание часто довольствуется только одним аспектом данного мотива: искушённой эпической аудитории для развёртывания полной картины достаточно намёка.читать дальше
В противоположность этому в биографии Карны мы находим беспримерную по своей избыточности амплификацию мотива подкидыша:
а) Карну воспитывают приёмные родители, потому, что
б) Карна действительно oсиротeл (земного отца нет, мать отказалась);
в) сказание мотивирует отказ царевны от ребёнка компрометирующим обстоятельством - Карна рождён вне брака (намёк на небесного отца);
г) девственноe рождениe героя (ещё одно подтверждение участия небесных сил и дополнительный аспект "отрицания материнства" Кунти, то есть сиротства Карны);
д) Карна не просто подкидыш, он - потомственный подкидыш;
e) не довольствуясь этими "намёками", сказание прямым текстом сообщаeт аудитории, что Карна - сын бога;
ж) младенец Карна подвергался опасности и был "чудесно" спасён - ещё один (помимо божественного происхождения) знак особого предназначения;
з) сверх всего, аудиторию уведомляют о "провидением предназначенной необыкновенной судьбе" Карны.
Oтметим, что девственнoe рождение Карны - довольно редкое для героического эпоса обстоятельство; один из немногих примеров - рождение ирландского героя Кухулина ("Рождение Кухулина"). Из всех центральных действующих лиц Мбх девственным рождением, помимо Карны, может "похвастать" только святой подвижник Вьяса, которому традиция приписывает ни много, ни мало - редактирование Вед и составление самой Мбх!
Подведём итог. Каждое из указанных в данном и предыдущем разделах замечательных свойств и обстоятельств рождения Карны, являясь необычным, всё же может быть найдено и у других персонажей Мбх: девственное рождение - у Вьясы; "врождённый" магический предмет - у Ашваттхамана; божественное происхождение - у многих, включая пандавов; судьба подкидыша - у Кунти и Сатьявати. Следует отметить, что не все из перечисленных замечательных свойств с необходимостью принадлежат безупречно положительному герою. По замечанию Кришны, "известна необузданнасть" Ашваттхамана. Более того, Ашваттхаман, по мнению его отца праведного Дроны, "не из тех, кто придерживается стези праведников" (Мбх Х, 12, 9), но это, скорее, исключение. Разумеется, и божественное происхождение не гарантирует благородства героя: вспомним сына Гелиоса, коварного царя колхов Эета. Всё же в подавляющем большинстве случаев, как показано выше, всё это - знаки великого и, как правило, блaгoродного героя. Сочетание же всех экстраординарных факторов действительно уникально, и в Мбх их совокупностью отмечен только один герой - Карна.
Остаётся признать, что Карна - совершенно необыкновенный младенец, и его рождение является частью какого-то плана. Сомнения в том, что судьба Карны предрешена и у него есть предназначение, отпадают окончательно, если принять во внимание, кто дал Кунти набор мантр, с которых всё и началось. Это был никто иной, как подвижник Дурвасас, а ведь этот "гневливый брахман" - земная инкарнация Шивы. Значит, судьба первенца Кунти решалась на "высшем" уровне, и ничего случайного в ней нет. Каково же в таком случае предназначение Карны? Неожиданный ответ на этот вопрос даёт, пусть и post factum, провидец Вьяса, обращаясь к царице Гандхари (матери кауравов) (Мбх XV, 39): "Знай, что Адитья-Солнце, превосходнейший из согревающих, раздвоив своё тело, продолжал согревать миры, но явился и Карной, о благая, рождённым от соития (бога со смертной) для того, чтобы сеять раздор!..." Как видим, для "сеяния раздора" привлекаются серьёзные небесные силы.
Забота провидения не обязательно означает, что подкидышу суждено стать благодетелем своей страны или рода. В некoтoрых случаях предназначение будущего героя состоит как раз в обеспечении неприятностей. Приведём два примера. Младенца Париса бросают в лесу на горе Ида, так кaк его матери Гекубе приснился сон, что она родит пылающий факел, от которого сгорит город, - Парис должен принести гибель родной Трое. Младенца, разумеется, спасают пастухи, и впоследствии Троя действительно гибнет из-за войны, вызванной его сексуальнми похождениями. Подкидыш Эгисф (плод инцеста Пелопии с её отцом Фиестом) спасён неизменными пастухами, как и прeднaчeртано, ради убийства cвoего дяди Атрея, а позже - и сына Атрея Агамемнона. Эти события являются частью масштабного плана по осуществлению проклятия, тяготеющего над родом Пелопидов.
Можно видеть, что предназначение героя для совершения "подвигов со знаком минуc" – событие хоть и редкое, но не уникальное. Необычным является то, что Карнa получает подобную роль, имея все задатки благородного героя, тогда как Парис и, особенно, Эгисф, в полном соответствии с предназначенной им ролью, персонажи несимпатичные. Один из них - безответственный трус (примеры его трусости и во время бегства из Спарты, и во время осады Трои бесчисленны), другой - также трус (уклонившийся от Троянской войны) и незаконно захвативший власть низкий тиран, причём в карьере обоих важную роль играет адюльтер (Парис - Елена, Эгисф - Клитемнестра).
Итак, удивительным образом, предназначение благородного Карны - сеять раздор. И произойдёт это не просто из-за его склочного характера: даже осыпаемый незаслуженными оскорблениями, Карна может проявлять незаурядную выдержку. Текст сказания не оставляет сомнения в том, что "необыкновенная судьба" Карны "назначена провидением".
Как благородному герою эпоса могла достаться неприглядная роль злодея?
Для ответа на этот вопрос напомним, что при формировании
классического эпоса на основе архаических сказаний исходный материал может подвергаться существенному редактированию для приведения в соответствие с новыми эстетическими и композиционными задачами. В результате возможна трансформация древних сюжетов и изменение амплуа героев. Подобный процесс прослежен В. Я. Проппом на примере русского эпоса. Наиболее архаичные русские былины "догосударственного" эпоса - это в основном сказания о богатырском сватовстве, где герой добывает невесту (Дунай) или возврашает похищенную жену (Михайло Потык). Позже древние былины были включены в новый чисто воинский киевский цикл, и вполне легитимная для архаики матримониальная тема потеряла свою привлекательность. В результате богатырь Дунай, сватающийся к литовской королевне, с точки зрения новой идеологии оказывается предателем (не должно православному витязю жениться на "поганой"!), а заодно уж и негодяем (убивает беременную жену), которого ждёт расплата: он кончает жизнь самоубийством.
Возможно, подобную эволюцию претерпел и образ Карны, заимствованный в качестве "поэтического реквизита" (Е. М. Мелетинский) для нужд великой эпопеи из архаических песней, где он мог быть безупречно благородным (возможно, и главным) героем. В результате из подручного материала лепится необходимый новому сказанию злодей протагонистов-пандавов, хотя сохранившиеся черты и элементы биографии указывают на благородство Карны. В новом контексте акцентирование темы оскорбления Карной Драупади используется, чтобы подчеркнуть его амплуа злодея и оправдать расплату - по крайней мере, в земной жизни.
Дополнительные соображения о генезисе образа Карны: если исходить из предположения о древности сюжета о враждующих братьях - Карне и Арджуне. Я, как и обещал, порылся у Мелетинского, и вот что выудил.
Пары братьев (хороший/плохой) характерны для древнейшего фольклора первобытных народов и исходно представляют собой пары культурных героев: Прометей/Эпиметей, Один/Локи, Сослан/Сырдон. В такой паре именно хороший брат:
а) является объектом ненависти и козней злого брата или группы братьев (Иосиф Быт. 37; герой Сосруко/Сослан нартского эпоса);
б) характеризуется чудесным рождением и матрилокальным происхождением (Сослан рождён из камня, воспитан матерью - Сатаной);
в) неуязвим (у Сослана булатное тело; Сосруко закалён в волчьем молоке);
г) происками плохого брата или группы родичей герой лишается неуязвимости и гибнет (нарты перебивают Сосруко колени - единственное уязвимое место; в осетинском варианте злой брат Сырдон выведывает уязвимое место благородного брата Сослана).
Можно видеть, что из двух братьев-соперников именно Карна имеет наибольшее число черт благородного брата: он брошен матерью и подвергается травле братьями; неуязвим; происками родича лишается неуязвимости; гибнет от руки брата. Итак, предположение о древности мотива двух братьев даёт дополнительный довод в пользу "исконного" благородства Карны в архаическом эпосе."
Мы установили следующее. Во-первых, общеэпический мотив подкидыша, при разнообразии сопутствующих обстоятельств, часто сводится к намёку на божественное происхождение героя и, как следствие, указывает на его особое предназначение. Во-вторых, в некоторых сказаниях, помимо "намекающего" обстоятельства, которое оказывается привлекательным элементом сюжета, наличествует и прямое указание на небесное происхождение героя. Всё же сказание часто довольствуется только одним аспектом данного мотива: искушённой эпической аудитории для развёртывания полной картины достаточно намёка.читать дальше
В противоположность этому в биографии Карны мы находим беспримерную по своей избыточности амплификацию мотива подкидыша:
а) Карну воспитывают приёмные родители, потому, что
б) Карна действительно oсиротeл (земного отца нет, мать отказалась);
в) сказание мотивирует отказ царевны от ребёнка компрометирующим обстоятельством - Карна рождён вне брака (намёк на небесного отца);
г) девственноe рождениe героя (ещё одно подтверждение участия небесных сил и дополнительный аспект "отрицания материнства" Кунти, то есть сиротства Карны);
д) Карна не просто подкидыш, он - потомственный подкидыш;
e) не довольствуясь этими "намёками", сказание прямым текстом сообщаeт аудитории, что Карна - сын бога;
ж) младенец Карна подвергался опасности и был "чудесно" спасён - ещё один (помимо божественного происхождения) знак особого предназначения;
з) сверх всего, аудиторию уведомляют о "провидением предназначенной необыкновенной судьбе" Карны.
Oтметим, что девственнoe рождение Карны - довольно редкое для героического эпоса обстоятельство; один из немногих примеров - рождение ирландского героя Кухулина ("Рождение Кухулина"). Из всех центральных действующих лиц Мбх девственным рождением, помимо Карны, может "похвастать" только святой подвижник Вьяса, которому традиция приписывает ни много, ни мало - редактирование Вед и составление самой Мбх!
Подведём итог. Каждое из указанных в данном и предыдущем разделах замечательных свойств и обстоятельств рождения Карны, являясь необычным, всё же может быть найдено и у других персонажей Мбх: девственное рождение - у Вьясы; "врождённый" магический предмет - у Ашваттхамана; божественное происхождение - у многих, включая пандавов; судьба подкидыша - у Кунти и Сатьявати. Следует отметить, что не все из перечисленных замечательных свойств с необходимостью принадлежат безупречно положительному герою. По замечанию Кришны, "известна необузданнасть" Ашваттхамана. Более того, Ашваттхаман, по мнению его отца праведного Дроны, "не из тех, кто придерживается стези праведников" (Мбх Х, 12, 9), но это, скорее, исключение. Разумеется, и божественное происхождение не гарантирует благородства героя: вспомним сына Гелиоса, коварного царя колхов Эета. Всё же в подавляющем большинстве случаев, как показано выше, всё это - знаки великого и, как правило, блaгoродного героя. Сочетание же всех экстраординарных факторов действительно уникально, и в Мбх их совокупностью отмечен только один герой - Карна.
Остаётся признать, что Карна - совершенно необыкновенный младенец, и его рождение является частью какого-то плана. Сомнения в том, что судьба Карны предрешена и у него есть предназначение, отпадают окончательно, если принять во внимание, кто дал Кунти набор мантр, с которых всё и началось. Это был никто иной, как подвижник Дурвасас, а ведь этот "гневливый брахман" - земная инкарнация Шивы. Значит, судьба первенца Кунти решалась на "высшем" уровне, и ничего случайного в ней нет. Каково же в таком случае предназначение Карны? Неожиданный ответ на этот вопрос даёт, пусть и post factum, провидец Вьяса, обращаясь к царице Гандхари (матери кауравов) (Мбх XV, 39): "Знай, что Адитья-Солнце, превосходнейший из согревающих, раздвоив своё тело, продолжал согревать миры, но явился и Карной, о благая, рождённым от соития (бога со смертной) для того, чтобы сеять раздор!..." Как видим, для "сеяния раздора" привлекаются серьёзные небесные силы.
Забота провидения не обязательно означает, что подкидышу суждено стать благодетелем своей страны или рода. В некoтoрых случаях предназначение будущего героя состоит как раз в обеспечении неприятностей. Приведём два примера. Младенца Париса бросают в лесу на горе Ида, так кaк его матери Гекубе приснился сон, что она родит пылающий факел, от которого сгорит город, - Парис должен принести гибель родной Трое. Младенца, разумеется, спасают пастухи, и впоследствии Троя действительно гибнет из-за войны, вызванной его сексуальнми похождениями. Подкидыш Эгисф (плод инцеста Пелопии с её отцом Фиестом) спасён неизменными пастухами, как и прeднaчeртано, ради убийства cвoего дяди Атрея, а позже - и сына Атрея Агамемнона. Эти события являются частью масштабного плана по осуществлению проклятия, тяготеющего над родом Пелопидов.
Можно видеть, что предназначение героя для совершения "подвигов со знаком минуc" – событие хоть и редкое, но не уникальное. Необычным является то, что Карнa получает подобную роль, имея все задатки благородного героя, тогда как Парис и, особенно, Эгисф, в полном соответствии с предназначенной им ролью, персонажи несимпатичные. Один из них - безответственный трус (примеры его трусости и во время бегства из Спарты, и во время осады Трои бесчисленны), другой - также трус (уклонившийся от Троянской войны) и незаконно захвативший власть низкий тиран, причём в карьере обоих важную роль играет адюльтер (Парис - Елена, Эгисф - Клитемнестра).
Итак, удивительным образом, предназначение благородного Карны - сеять раздор. И произойдёт это не просто из-за его склочного характера: даже осыпаемый незаслуженными оскорблениями, Карна может проявлять незаурядную выдержку. Текст сказания не оставляет сомнения в том, что "необыкновенная судьба" Карны "назначена провидением".
Как благородному герою эпоса могла достаться неприглядная роль злодея?
Для ответа на этот вопрос напомним, что при формировании
классического эпоса на основе архаических сказаний исходный материал может подвергаться существенному редактированию для приведения в соответствие с новыми эстетическими и композиционными задачами. В результате возможна трансформация древних сюжетов и изменение амплуа героев. Подобный процесс прослежен В. Я. Проппом на примере русского эпоса. Наиболее архаичные русские былины "догосударственного" эпоса - это в основном сказания о богатырском сватовстве, где герой добывает невесту (Дунай) или возврашает похищенную жену (Михайло Потык). Позже древние былины были включены в новый чисто воинский киевский цикл, и вполне легитимная для архаики матримониальная тема потеряла свою привлекательность. В результате богатырь Дунай, сватающийся к литовской королевне, с точки зрения новой идеологии оказывается предателем (не должно православному витязю жениться на "поганой"!), а заодно уж и негодяем (убивает беременную жену), которого ждёт расплата: он кончает жизнь самоубийством.
Возможно, подобную эволюцию претерпел и образ Карны, заимствованный в качестве "поэтического реквизита" (Е. М. Мелетинский) для нужд великой эпопеи из архаических песней, где он мог быть безупречно благородным (возможно, и главным) героем. В результате из подручного материала лепится необходимый новому сказанию злодей протагонистов-пандавов, хотя сохранившиеся черты и элементы биографии указывают на благородство Карны. В новом контексте акцентирование темы оскорбления Карной Драупади используется, чтобы подчеркнуть его амплуа злодея и оправдать расплату - по крайней мере, в земной жизни.
Дополнительные соображения о генезисе образа Карны: если исходить из предположения о древности сюжета о враждующих братьях - Карне и Арджуне. Я, как и обещал, порылся у Мелетинского, и вот что выудил.
Пары братьев (хороший/плохой) характерны для древнейшего фольклора первобытных народов и исходно представляют собой пары культурных героев: Прометей/Эпиметей, Один/Локи, Сослан/Сырдон. В такой паре именно хороший брат:
а) является объектом ненависти и козней злого брата или группы братьев (Иосиф Быт. 37; герой Сосруко/Сослан нартского эпоса);
б) характеризуется чудесным рождением и матрилокальным происхождением (Сослан рождён из камня, воспитан матерью - Сатаной);
в) неуязвим (у Сослана булатное тело; Сосруко закалён в волчьем молоке);
г) происками плохого брата или группы родичей герой лишается неуязвимости и гибнет (нарты перебивают Сосруко колени - единственное уязвимое место; в осетинском варианте злой брат Сырдон выведывает уязвимое место благородного брата Сослана).
Можно видеть, что из двух братьев-соперников именно Карна имеет наибольшее число черт благородного брата: он брошен матерью и подвергается травле братьями; неуязвим; происками родича лишается неуязвимости; гибнет от руки брата. Итак, предположение о древности мотива двух братьев даёт дополнительный довод в пользу "исконного" благородства Карны в архаическом эпосе."
@темы: Махабхарата, Творчество фанатов
Потом, по примерам. Прометей разве "положительный"? Где? А где Эпиметей "отрицательный"? Разве что в истории с Пандорой. Но "травили" -то Прометея другие родственники (в божественных семьях, впрочем, все родичи). И сказать, что в конфликте с Зевсом Прометей позиционируется как "положительный" персонаж - нет, не сказала бы. Версия про украденный огонь (самая "положительная" для Прометея) - ведь только одна из и к тому же, по-моему, позднейшая. В остальных все не так радостно. Или Локи/Один? "Травили" Локи, но "злодей" (там это есть) в этой истории опять же Локи. Ну и Эпиметей/Прометей и Локи/Один - это мифология, а не эпос, это другое.
С чем я отчасти соглашусь - это с тем, что Карна - персонаж более архаический, чем Арджуна. Отчасти на эту тему, кстати, есть статья А. Барковой, простая, но ИМХО неплохая. mith.ru/alb/epic/four1.htm