Двое меня! И не разделяйте!
"Подкидыш. Знаки судьбы (окончaние)




Мы установили следующее. Во-первых, общеэпический мотив подкидыша, при разнообразии сопутствующих обстоятельств, часто сводится к намёку на божественное происхождение героя и, как следствие, указывает на его особое предназначение. Во-вторых, в некоторых сказаниях, помимо "намекающего" обстоятельства, которое оказывается привлекательным элементом сюжета, наличествует и прямое указание на небесное происхождение героя. Всё же сказание часто довольствуется только одним аспектом данного мотива: искушённой эпической аудитории для развёртывания полной картины достаточно намёка.читать дальше

@темы: Махабхарата, Творчество фанатов

Комментарии
31.10.2007 в 23:20

Мне честно говоря кажется, что подходить к эпосу (особенно "исконному") с позиций "хороший-плохой" не вполне правильно. Ведь эпос вобщем-то чужд подобных оценок, и чем он более архаичен, тем более чужд. Оценки - это как раз плод кодификации. А так, разве Гектор - плохой? Нет, большинство современных читателей предпочитает его Ахиллу. Хаген и Гунтер убивают Зигфрида, при этом Хаген продолжает считаться великим и доблестным героем, да и Гунтер тоже. Мне кажется, что люди тогда либо мерили правоту иначе (например, изначально правыми объявлялись те, кто победил), либо вообще не слишком ею заморачивались. И чем дальше вглубь, тем меньше там оценок. Или тем они страннее для современного читателя. Кстати, оскорбление Драупади - мотив очень архаический, как и многое, что с ней связано.

Потом, по примерам. Прометей разве "положительный"? Где? А где Эпиметей "отрицательный"? Разве что в истории с Пандорой. Но "травили" -то Прометея другие родственники (в божественных семьях, впрочем, все родичи). И сказать, что в конфликте с Зевсом Прометей позиционируется как "положительный" персонаж - нет, не сказала бы. Версия про украденный огонь (самая "положительная" для Прометея) - ведь только одна из и к тому же, по-моему, позднейшая. В остальных все не так радостно. Или Локи/Один? "Травили" Локи, но "злодей" (там это есть) в этой истории опять же Локи. Ну и Эпиметей/Прометей и Локи/Один - это мифология, а не эпос, это другое.

С чем я отчасти соглашусь - это с тем, что Карна - персонаж более архаический, чем Арджуна. Отчасти на эту тему, кстати, есть статья А. Барковой, простая, но ИМХО неплохая. mith.ru/alb/epic/four1.htm

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии