Двое меня! И не разделяйте!
Чудесное рождение
Рассмотрим обстоятельства рождения Карны. Оказывается, сметливая царевна, видя, что домогательств Сурьи ей не избежать, решила поторговаться.читать дальше Так будущий сын получил от своего отца-Солнца магические дары. Вот как об этом говорится в поэме (Мбх III, 19-20): "Кунти сказала (Сурье): <>. <>, - изрёк Шествующий по небу". Так программируются характерные черты Карны - он действительно вырастет в прекрасного, благородного и отважного воина. Кроме того, он родится с панцырем на теле и серьгами, приросшими к ушам.
Вот как описан младенец Карна (Мбх III, 292): "...В положенный срок прекраснейшая из женщин, оставшись девою благодаря милости бога, родила мальчика, похожего на бессмертного. Он был облачён в доспехи, (в ушах его) сверкали золотые серьги, глаза у него были львиные, а плечи - как у быка. Словом, (сын Сурьи был) вылитый отец".
Судя по назойливым упоминаниям золотых панцыря и серёг, это действительно важные прeдмeты. Каково же их (предна)значение? Можно предположить, что золотые атрибуты, с которыми родился Карна - дар его божественного отца Сурьи - являются знаком посвящения Карны этому богу и имеют магическую силу. Действительно, по мнению В. Я. Проппа, золотые предметы в фольклоре символизируют посвящённость героя богам, в частности, связь с богом солнца (в классических сюжетах - Гелиос); что же касается магической функции золотых объектов, это, как указывает великий фольклорист, "предметы из потустороннего мира, дающие долголетие и бессмертие" (В. Я. Пропп, “Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки” 1998, с. 375).
Итак, то, что дары Сурьи Карне оказываются золотыми, подсказывает нам, что герой посвящён богу Солнца. Теперь попробуем уточнить магическую функцию этих предметов. Известно, например, что сила библейского героя Самсона "заключалась" в его волосах, посвящённых Яхве. Самсон сам объясняет это (Судей, 16, 17): "...Бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий" (то есть посвящён Богу) "от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя". Таким образом, обет Самсона не стричь волосы был частью его договора с Богом, а сами волосы - знаком того, что Самсон посвящён Богу и находится под его защитой. Поэтому простой акт срезания его волос Далидой, в соответствии с представлениями примитивной магии, приводит к драматическому результату - Самсон лишается своей сверхъестественной силы, источником которой был Бог.
Несомненно, серьги и панцырь являются источником каких-то сверхъестественных качеств Карны. Возможно, это защита от оружия? Это было бы ценным даром будущему воину. Вспомним, какую серьёзную проблему для противников Ахилла и Зигфрида представляла их магическая неуязвимость. Менее известный сюжет из греческой мифологии повествует о том, как Посейдон сделал бессмертным царя телебоев Птерелая, "вырастив на его голове один золотой волос" (Аполлодор II, 5). Естественно, когда волос был вырван, Птерелай умер. И в самой Мбх есть персонаж с магической жемчужиной - залогом неуязвимости - на голове: это воин-брахман Ашваттхаман, сын наставника Дроны и противник пандавов в их войне с кауравами. Уже в разгар битвы на Курукшетре Ашваттхаман говорит, что он до сих пор жив лишь потому, что неуязвим (Мбх VIII, 64). После окончания битвы уцелевший Ашваттхаман, коварно прокравшись ночью в лагерь пандавов, истребляет их спящих сторонников, родственников и сыновей, и тогда жена пандавов Драупади требует мести за убитых сыновей и братьев (Мбх Х, 11, 20-21): "Мне известно - у сына Дроны на голове есть жемчужина, с которой он родился, и если увижу, что принесут эту жемчужину, уничтожив злодея (Драуни) в битве, ...лишь тогда я смогу жить". Наконец, сам Ашваттхаман утверждает (Мбх Х, 15, 28-29): "Эта моя жемчужина превосходит ценностью и те сокровища, что есть у пандавов, и то богатство, которое было добыто кауравами. Тот, кто носит её, никогда не ведает страха ни перед оружием, ни перед болезнью". Итак, прецедент наличия у героя магических защитных предметов, полученных при рождении, в Мбх есть.
Наша догадка о назначении золотых серёг и панцыря Карны косвенно подтверждается тем, что именно в соответствии с подобной "магической" логикой противниками Карны будет разработана сложная интрига с целью лишить его этих важных предметов. В связи с предположением о магических свойствах дара Сурьи уместно будет напомнить, что серьги и панцырь происходят из амриты, напитка бессмертия, возникшего в "мифологическое" время при пахтании первозданного океана богами и их старшими братьями демонами-асурами (Мбх I, 16): "И, сделав Мандару мутовкой, а змея Васуки верёвкой, боги и все дайтьи и данавы начали затем пахтать океан, вместилище вод, ...домогаясь амриты".
Наконец, уже о взрослом воине Карне Юдхиштхира говорит (Мбх III, 37): "Карна, великий колесничный боец... неуязвим... и к тому же облачён в непробиваемый панцырь". Ещё более определённо объясняет Карне значение своего дара сам Сурья (Мбх III, 284): "Пока ты владеешь серьгами и панцырем... в бою ты неуязвим для врагов".
Рассмотрим обстоятельства рождения Карны. Оказывается, сметливая царевна, видя, что домогательств Сурьи ей не избежать, решила поторговаться.читать дальше Так будущий сын получил от своего отца-Солнца магические дары. Вот как об этом говорится в поэме (Мбх III, 19-20): "Кунти сказала (Сурье): <>. <>, - изрёк Шествующий по небу". Так программируются характерные черты Карны - он действительно вырастет в прекрасного, благородного и отважного воина. Кроме того, он родится с панцырем на теле и серьгами, приросшими к ушам.
Вот как описан младенец Карна (Мбх III, 292): "...В положенный срок прекраснейшая из женщин, оставшись девою благодаря милости бога, родила мальчика, похожего на бессмертного. Он был облачён в доспехи, (в ушах его) сверкали золотые серьги, глаза у него были львиные, а плечи - как у быка. Словом, (сын Сурьи был) вылитый отец".
Судя по назойливым упоминаниям золотых панцыря и серёг, это действительно важные прeдмeты. Каково же их (предна)значение? Можно предположить, что золотые атрибуты, с которыми родился Карна - дар его божественного отца Сурьи - являются знаком посвящения Карны этому богу и имеют магическую силу. Действительно, по мнению В. Я. Проппа, золотые предметы в фольклоре символизируют посвящённость героя богам, в частности, связь с богом солнца (в классических сюжетах - Гелиос); что же касается магической функции золотых объектов, это, как указывает великий фольклорист, "предметы из потустороннего мира, дающие долголетие и бессмертие" (В. Я. Пропп, “Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки” 1998, с. 375).
Итак, то, что дары Сурьи Карне оказываются золотыми, подсказывает нам, что герой посвящён богу Солнца. Теперь попробуем уточнить магическую функцию этих предметов. Известно, например, что сила библейского героя Самсона "заключалась" в его волосах, посвящённых Яхве. Самсон сам объясняет это (Судей, 16, 17): "...Бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий" (то есть посвящён Богу) "от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя". Таким образом, обет Самсона не стричь волосы был частью его договора с Богом, а сами волосы - знаком того, что Самсон посвящён Богу и находится под его защитой. Поэтому простой акт срезания его волос Далидой, в соответствии с представлениями примитивной магии, приводит к драматическому результату - Самсон лишается своей сверхъестественной силы, источником которой был Бог.
Несомненно, серьги и панцырь являются источником каких-то сверхъестественных качеств Карны. Возможно, это защита от оружия? Это было бы ценным даром будущему воину. Вспомним, какую серьёзную проблему для противников Ахилла и Зигфрида представляла их магическая неуязвимость. Менее известный сюжет из греческой мифологии повествует о том, как Посейдон сделал бессмертным царя телебоев Птерелая, "вырастив на его голове один золотой волос" (Аполлодор II, 5). Естественно, когда волос был вырван, Птерелай умер. И в самой Мбх есть персонаж с магической жемчужиной - залогом неуязвимости - на голове: это воин-брахман Ашваттхаман, сын наставника Дроны и противник пандавов в их войне с кауравами. Уже в разгар битвы на Курукшетре Ашваттхаман говорит, что он до сих пор жив лишь потому, что неуязвим (Мбх VIII, 64). После окончания битвы уцелевший Ашваттхаман, коварно прокравшись ночью в лагерь пандавов, истребляет их спящих сторонников, родственников и сыновей, и тогда жена пандавов Драупади требует мести за убитых сыновей и братьев (Мбх Х, 11, 20-21): "Мне известно - у сына Дроны на голове есть жемчужина, с которой он родился, и если увижу, что принесут эту жемчужину, уничтожив злодея (Драуни) в битве, ...лишь тогда я смогу жить". Наконец, сам Ашваттхаман утверждает (Мбх Х, 15, 28-29): "Эта моя жемчужина превосходит ценностью и те сокровища, что есть у пандавов, и то богатство, которое было добыто кауравами. Тот, кто носит её, никогда не ведает страха ни перед оружием, ни перед болезнью". Итак, прецедент наличия у героя магических защитных предметов, полученных при рождении, в Мбх есть.
Наша догадка о назначении золотых серёг и панцыря Карны косвенно подтверждается тем, что именно в соответствии с подобной "магической" логикой противниками Карны будет разработана сложная интрига с целью лишить его этих важных предметов. В связи с предположением о магических свойствах дара Сурьи уместно будет напомнить, что серьги и панцырь происходят из амриты, напитка бессмертия, возникшего в "мифологическое" время при пахтании первозданного океана богами и их старшими братьями демонами-асурами (Мбх I, 16): "И, сделав Мандару мутовкой, а змея Васуки верёвкой, боги и все дайтьи и данавы начали затем пахтать океан, вместилище вод, ...домогаясь амриты".
Наконец, уже о взрослом воине Карне Юдхиштхира говорит (Мбх III, 37): "Карна, великий колесничный боец... неуязвим... и к тому же облачён в непробиваемый панцырь". Ещё более определённо объясняет Карне значение своего дара сам Сурья (Мбх III, 284): "Пока ты владеешь серьгами и панцырем... в бою ты неуязвим для врагов".