воскресенье, 28 октября 2007
"...Рейтинг героя как индикатор его судьбы (окончание)
При ближайшем рассмотрении выясняется, что многие "неодолимые" герои хотя бы раз на протяжении своей карьеры встречают более сильного противника. Но сказание, раз пообещав аудитории непобедимость своего фаворита, находит способы его спасения даже в самых отчаянных обстоятельствах. Существует ограниченный набор таких способов.
читать дальше
А. Герой пускается на хитрость (Ростем/Сохраб ШН) или нечестный приём (Арджуна/Карна). Интересно, что Арджуна на всех этапах своей военной карьеры проявлял известную гибкость в вопросах этики, если ставкой оказывалось его положение первого бойца или победа в сражении. Напомним, как в ранней юности он радовался, что его конкурент лишился большого пальца (с подачи Арджуны!) и уже не мог сравниться с Арджуной в стрельбе. Об уже взрослом Арджуне во время завоевания окрестных царств Вайшампаяна как ни в чём ни бывало сообщает (Мбх II, 23): "Покорив анартов, калакутов и куниндов, он нечестным путём победил (царя) Сумандалу вместе с его войском". О вопиющем нарушении Арджуной правил поединка в схватке с Карной напоминаний не требуется.
Б. Герой "вдруг" обретает волшебное оружие. Беовульф уже в безвыходной ситуации одолевает мать Гренделя, случайно обнаружив в пещере "женочудища" магический "клинок - наследие древних гигантов" ("Беовульф", 1560).
В. Боги непосредственно вмешиваются в схватку. Спасая Геракла, Афина собственноручно поражает копьём великана Астера, неуязвимого для обычного оружия ("Словно от твёрдой скалы отражалося, падая наземь, грозное жало..."). Только вмешательство богини спасает "непобедимого" героя от Астера:
" Он самого бы Геракла повергнул..." ("Меропида", цит. по: "Эллинские поэты", с. 120).
Г. Небoжитeли или их агенты на земле так или иначе влияют на исход схватки, не берясь за оружие.
1. Божественные мудрецы своевременной молитвой спасают
терпящего поражение от синдхов Арджуну во время следования за жертвенным конём (Мбх XIV, 76).
2. Придавив колесницу к земле, Кришна спасает Арджуну от стрелы
Карны в их последней схватке.
3. Своим присутствием на колеснице божественный Кришна
защищает Арджуну от пламени небесного оружия Бхишмы и Карны.
Д. Неперсонифицированные трансцендентные силы неожиданно спасают героя. Противник уже заносит нож над лежащим на лопатках Ильёй Муромцем, когда старый богатырь внезапно получает силы от матери-земли.
Е. Погибшего героя возвращают к жизни магическими средствами. Арджуну, поверженного своим сыном Бабхруваханой, воскрешает с помощью волшебной жемчужины царевна нагов Улупи (Мбх XIV, 78-81).
Оказывается, в итоге не важно, что Ростем одолеет Coхраба хитростью, поверженный Бабхруваханой Арджуна будет воскрешён с помощью магии, а Илья Муромец, уже лёжа на лопатках, вдруг получит силы от матери-земли. Главное, что они - несомненные фавориты сказания, и по законам жанра, так или иначе, обречены на победы в важнейших поединках (кроме случаев предательства и других отклонений от обычного единоборства). Арджуне, как мы убедились, помощь требуется (и охотно предоставляется) удивительно часто, хотя именно ему Мбх устами самого Шивы вроде бы отдаёт первое место среди героев (Мбх III, 41, 6): "Нет среди смертных мужа, подобного тебе, ...нет лучше тебя кшатрия даже на небе...".
Итак, даже серьёзные неприятности (например, гибель) на поле боя не способны поколебать рейтинг непобедимого Арджуны. Сказание твёрдо сохраняет за ним первое место на пьедестале героев, и в конечном счете всегда гарантирует победу. Карна как боец не уступает Арджуне, но места на пьедестале не удостоился и никаких гарантий победы иметь не может. Наоборот, выйдя на решающий (то есть не могущий закончиться вничью) бой с любимцем богов Арджуной, Карна обрекает себя на гибель."