Двое меня! И не разделяйте!
Роковoe невeдeниe


У истоков трагического конфликта Карны с пандавами стоит незнание обеими сторонами родства. Подобные ситуации неузнанности встречаются в эпосе достаточно часто и имеют три основных пути разрешения.
А. Герой, не успев узнать о родстве, оплошно совершаeт непоправимые действия: убийство родственника (Ростем/Сохраб; Эдип/Лаий; Одиссей/Телегон), иногда - инцест (Эдип /Иокаста).
Б. Герои вовремя узнают о родстве или другой форме взаимных обязательств и избегают непоправимых действий к обоюдному удовольствию.
Богатырь русских былин (Алёша Попович, Михаил Козарин) сватается к только что спасённой им из рук похитителей девице, но выясняется, что она - его сестра. Неузнанность сестры братом может быть сюжетно мотивирована: жестокие родители бросили Михаила в раннем детстве. Сын Геракла Телеф только в брачном покое узнаёт, что чуть не женился на собственной матери Авге.
Перед поединком с Диомедом ликийский вождь Главк рассказывает свою родословную, и Диомед неожиданно выясняет, что ещё их деды были связаны узами гостеприимства. В результате герои отказываются от поединка:
"<Знают, что дружбою мы со времен праотцовских гордимся>>.
Так говорили они - и, с своих колесниц соскочивши,
За руки оба взялись и на дружбу взаимно клялися" (Ил VI, 230-233).
В. Несмотря на попытки объяснения, одна из сторон не верит другой [Хильдебранд/Хадубранд ("Песнь о Хильдебранде")] или, несмотря на доказанное родство, оказывается подлым и коварным врагом (Илья Муромец/Сокольник), в обоих случаях схватка и гибель одного из героев неизбежны.
Поведение Карны в этой ситуации не подчиняется ни одной из указанных схем. В начальных книгах Мбх присутствует ситуация неузнанности, но она служит только для завязки конфликта Карны с пандавами. Посмотрим, как эта ситуация разрешается.
Прежде всего, узнав своём о родстве с пандавами, Карнa делит их на две группы, обязуясь щадить в битве Юдхиштхиру, Бхимасену и Близнецов, и намереваясь сражаться с Арджуной до последнего вздоха. Отношение Карны к первой группе напоминает вариант (Б), но с важной модификацией: он не собирается информировать противоположную сторону о своём родстве с ними. Уже одно это обстоятельство придаёт отношениям Карны с братьями небывалый трагизм.
Одну из причин такого нетрадиционного для эпического героя решения Карна сам изложил во время переговоров. О дополнительной причине мы можем догадываться: Карна больше всего на свете хочет сразиться с Арджуной, но если пандавы узнают о родстве с Карной, поединок не состоится. Более того, и отношения Карна - Арджуна только при поверхностном рассмотрении напоминают вариант (В), то есть сохранение враждебности и после выяснения родства. Карна не подвергает сомнению своё родство (как Хадубранд, не поверивший отцу), и ни он, ни Арджуна не являются низкими предателями (как Сокольник, который, для виду помирившись с Ильёй, пытался ночью зарезать спящего отца в его шатре). Во всех вариантах, кроме двух последних - недоверие или “неисправимая” подлость – уз родства или семейной дружбы оказывается достаточнo, чтобы прекратить самый яростный конфликт эпических героев - нo только не для Карны. Почему? Мы ведь только что убедились, что к Карне эти варианты, исключающие примирение, не относятся. Остаётся только одно объяснение: его поведениe не подчиняется правилам эпоса.
Мы видим, что особенности ситуации "роковой неузнанности" в случае Карны проистекают из трагической невозможности его примирения с Арджуной. Невозможность примирения основана, в свою очередь, на личной неприязни и соперничестве. Кажется вероятным, что более непримиримым в этой паре является именно Карна, тогда как Арджуна, узнав о родстве, перестал бы враждовать с братом. В крайнем случае, для этого понадобился бы приказ Юдхиштхиры, а в том, что такой приказ последовал бы немедленно после объявления родства, не сомневается и сам Карна (именно поэтому Карна просил Кришну не сообщать Юдхиштхире, что Карна - старший брат пандавов).
Здесь уместно спросить, почему из пятерых пандавов именно на Арджуне с юных лет сосредоточилась ненависть Карны, ведь, судя по сцене на "выпускном" состязании, Бхимасена оскорблял Карну ничуть не меньше? Возможно, всё дело в том, что Карна, не зная родства, начинает соперничать с самым доблестным из юных принцев, а им оказывается Арджуна. Это соперничество на фоне вражды пандавов с кауравами быстро перерастает в ненависть и одновременно приводит Карну в лагерь Дурьйодханы. К тому моменту, когда Карна узнаёт о своём родстве с пандавами, он ничего не хочет, да и не может изменить по двум причинам: слишком укоренилась его ненависть к Арджуне и слишком сильны его моральные обязательства перед Дурьйодханой.
Итак, в ситуации "роковой неузнанности" Карна оказывается в полном соответствии с правилами эпического жанра, но разрешается этот конфликт, из-за необычности героя, нестандартным образом. Можно даже сказать, что по эпическим канонам данный конфликт, в некотором роде, не разрешается вовсе: герой так и не открывает братьям свою тайну и гибнет от руки одного из них. В данном случае мы наблюдаем отклонение поведения Карны от "эпической" нормы. Причина, видимо, в том, что для эпического героя Карна недостаточно архаичен. В его системе ценностей личные обязательства, симпатии и антипатии перевешивают родовые связи. Интересно, что в этом отношении Карна оказывается даже "современнее" многих героев аттической трагедии.