Двое меня! И не разделяйте!
"...высказал предположение, что в определенный момент отношение Карны к Пандавам резко меняется. Мне кажется, изменения были, но не настолько резкие и не в один миг. По-моему, в речах и поступках Карны присутствует следующее противоречие. Когда он действует по собственной инициативе, его поступки благородны по самой высокой мере. Но когда рядом Дурьодхана, Карна говорит и делает то, чего хочет его друг и покровитель. Так они понимают дружбу. Пандавов не любят оба, но по-разному: Дурьодханой движет зависть и страх, что ему не достанется царский престол, а Карной - личная обида. Как результат - весь список враждебных действий, перечисленных Хоттабычем, причем от всего сердца.

Кульминацией стала отвратительная сцена после игры в кости. В ней оба вели себя не как герои и цари, и даже не как демоны, а как шпана из грязной подворотни. Ситуация разрешается благодаря Драупади. Карна бросает: "Когда сыновья Панду тонули, погружаясь в океан бесславия, где не было лодок, эта царевна Панчалы стала для них лодкой, переправившей их на другой берег". Трудно сказать, чего с этих словах больше - насмешки над Пандавами, или восхищения женщиной, не позволившей себя унизить. Думаю, после этого эпизода Карне как минимум стыдно, и сожаления, которые он высказывает в разговоре с Кришной, возникли задолго до этого разговора. Он не перестал видеть в Пандавах врагов, но и с врагами так поступать не следовало, - что-то в таком роде.

Сожаление об одном недостойном поступке - не повод прекращать вражду. Во время похода в становище пастухов, набега на земли матсьев и переговоров с послами Пандавов Карна по-прежнему совершает те действия, которых от него ждет Дурьодхана. Сомнений в правильности этих действий у него не возникает: друг должен говорить и делать то, что приятно его другу, а врагам нужно вредить всеми способами. Тем не менее перемена есть, и замечает ее, как ни странно, Дхритараштра. Он говорит: "Если же Дрона и Карна, оба героя, эти быки сради мужей, будут противостоять ему (Арджуне), то из-за их благородства исход окажется весьма сомнительным для всего мира, и не будет за мною победы. Карна сострадателен и небрежен, а наставник стар и как учитель благоволит к своему ученику" (МбхV, гл.51).

Дхритараштра высказал это суждение, когда кауравы обсуждали свою позицию в переговорах с Пандавами. Тогда же произошла окончательная ссора Карны с Бхишмой, в ходе которой дед раз за разом бил по больной точке - низкому происхождению, пока Карна не отказался сражаться под его командованием.

И, наконец, тот самый разговор с Кришной. Карна несомненно знал, кто его отец. А вот про мать - вряд ли. Сурья ему этого не открывал, наоборот, он сказал: "Нельзя тебе знать тайну небес, о бык среди мужей, поэтому я не раскрою ее тебе. В свое время ты все узнаешь". Если бы какие-то слухи циркулировали при хастинапурском дворе, они бы неизбежно дошли до Пандавов. "Информированность" Санджайи объясняется даром богов, благодаря которому он видел и знал все, происходящее на поле боя, а также все сопутствующие обстоятельства, и мог рассказать об этом Дхритараштре. Бхишма знал много неожиданного, но информацией ни с кем не делился. Почему Карна сказал Кришне: "Я знаю все это"? Могу предположить, что Кришне очень хотелось поразить собеседника, и Карна не удержался от соблазна слегка его осадить. Кришна, похоже, поверил.

В тех случаях, когда приходилось делать выбор, Карна принимал решения мгновенно и неуклонно им следовал. Так было и тогда, когда Сурья предупредил его про замысел Индры, и на этот раз. В обоих случаях выбор Карны был в высшей степени благородным и, ИМХО, по сути правильным. Кришна предложил Карне решение его извечной проблемы низкого социального статуса. Для этого достаточно признать мать и братьев и забыть о давней вражде. Но тогда придется отказаться от приемных родителей, которых Карна любит, и от единственного друга. И Карна предпочитает царству и новой семье то, что у него есть. Он сам решает остаться сыном суты. И проблема если не исчезает, то меняет масштаб. Теперь можно признать достоинства противника, уважительно о нем отзываться - и готовиться к встрече на поле боя.

Видимо, Карне сразу приходит в голову, что убивать собственных братьев не годится. Отсюда и понимание своей обреченности. К тому времени, когда пришла Кунти, Карна успел обдумать положение и сформулировать то самое обещание. На словах он не намерен щадить Арджуну, но фактически готов погибнуть от его руки. Он зол на Пандавов, позже это проявилось в ругани и изобретательных насмешках над побежденными. Но прежней ненависти нет. К тому времени, когда приходится воевать, обреченность как-то затушевывается, отступает. Карна сражается с Арджуной в полную силу, и только проклятие брахмана склоняет чашу весов в пользу сына Панду."



Комментарии
08.10.2007 в 14:01

Я не думаю, что Карна готов погибнуть от руки Арджуны. Он ведь, отдав Индре доспехи, тем не менее просит у него копье. Я так думаю, что основной мотив Карны - показать, что он очень великий герой. Более великий герой, чем Арджуна. Именно поэтому он отдает Индре доспехи - так он покажет, что силен не доспехами, а сам по себе, что может даже отказаться от преимущества и все равно победить. Однако он не против еще пожить - и требует у Индры копье на всякий случай. Я думаю, что он и Арджуну хотел убить, чтобы показать: он более великий герой. Плюс личная обида, ведь Арджуна, отказавшись с ним соревноваться, его унизил до предела.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail