Двое меня! И не разделяйте!
Что касается самой Махабхараты.
Лучше бы эту мысль выразить в стиле Лао Цзы или еще лучше - Чжуан Цзы.
«Прекрасное произведение – то, которое понятно читателю;
Гениальное произведение – то, в котором автор все-таки понимает, что именно он написал;
Но настоящее произведение – то, которое выше и читателя, и самого автора»
Махабхарата выше читателя-слушателя, автора (или авторов), она выше традиции индийских эпосов, в лоне которой она зарождалась, выше того уровня, на котором ее может оценить человек.
Наверное, Махабхарата принадлежит к редчайшим произведениям, которые перестают быть просто текстами, а становятся квази-разумными, почти-мыслящими существами. Даниил Андреев называл такие явления эгрегорами, иноматериальными образованиями, возникающими из психических выделений людей над коллективами; они обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности. Если представить миллионы людей, для которых Махабхарата была не просто книжкой для чтения в метро, а путем к постижению смысла жизни, то можно сказать, что целый народ, целая раса отдавала ей свои мысли и чувства, формировали над ритмичными шлоками облако психических выделений – и неизбежно количество перешло в качество. Объект мысли при длительном воздействии рано или поздно становится субъектом, мыслящим существом. Махабхарата давно уже обладает собственным разумом и волей. Или же обладала с самого начала, как посланница далеких гОрних миров, спустившаяся на грешную Землю. Теперь это сгусток мыслящей энергии, не связанный ни с устами сказителей, ни с бумагой, на которой начертаны или напечатаны строки, ни с рассуждениями толкователей и переводчиков. Это теперь только составляющие. Вопреки арифметике получившаяся сумма гораздо больше слагаемых. Слагаемые, то есть тексты, статьи, рассуждения – только проекции на уровень человеческого понимания явления, которое за пределами обыденного понимания.
Если обычное литературное произведение представляет собой четкий путеводитель, написанный автором для читателя, то Махабхарата - это запутанный лабиринт, дом с привидениями, населенный невидимыми, но вполне деятельными обитателями. По своей воле или же подчиняясь воле Великой Махабхараты, духи распахивают двери перед жаждующими приобщиться к эпосу – или наглухо закрывают их, ведут ли сверкающей анфиладой роскошных залов прямо к истине - или же заставляют блуждать в потемках по задворкам и глухим чуланам. У них своя логика, недоступная людям. Каждый, кто приступает к Махабхарате, оказывается во власти этой компании.
И надо быть к этому готовым. К тому, что Махабхарата сама решает, кому открывать свои тайны, а кому и нет. Люди над этим не властны. С этим можно только смириться.
Лучше бы эту мысль выразить в стиле Лао Цзы или еще лучше - Чжуан Цзы.
«Прекрасное произведение – то, которое понятно читателю;
Гениальное произведение – то, в котором автор все-таки понимает, что именно он написал;
Но настоящее произведение – то, которое выше и читателя, и самого автора»
Махабхарата выше читателя-слушателя, автора (или авторов), она выше традиции индийских эпосов, в лоне которой она зарождалась, выше того уровня, на котором ее может оценить человек.
Наверное, Махабхарата принадлежит к редчайшим произведениям, которые перестают быть просто текстами, а становятся квази-разумными, почти-мыслящими существами. Даниил Андреев называл такие явления эгрегорами, иноматериальными образованиями, возникающими из психических выделений людей над коллективами; они обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности. Если представить миллионы людей, для которых Махабхарата была не просто книжкой для чтения в метро, а путем к постижению смысла жизни, то можно сказать, что целый народ, целая раса отдавала ей свои мысли и чувства, формировали над ритмичными шлоками облако психических выделений – и неизбежно количество перешло в качество. Объект мысли при длительном воздействии рано или поздно становится субъектом, мыслящим существом. Махабхарата давно уже обладает собственным разумом и волей. Или же обладала с самого начала, как посланница далеких гОрних миров, спустившаяся на грешную Землю. Теперь это сгусток мыслящей энергии, не связанный ни с устами сказителей, ни с бумагой, на которой начертаны или напечатаны строки, ни с рассуждениями толкователей и переводчиков. Это теперь только составляющие. Вопреки арифметике получившаяся сумма гораздо больше слагаемых. Слагаемые, то есть тексты, статьи, рассуждения – только проекции на уровень человеческого понимания явления, которое за пределами обыденного понимания.
Если обычное литературное произведение представляет собой четкий путеводитель, написанный автором для читателя, то Махабхарата - это запутанный лабиринт, дом с привидениями, населенный невидимыми, но вполне деятельными обитателями. По своей воле или же подчиняясь воле Великой Махабхараты, духи распахивают двери перед жаждующими приобщиться к эпосу – или наглухо закрывают их, ведут ли сверкающей анфиладой роскошных залов прямо к истине - или же заставляют блуждать в потемках по задворкам и глухим чуланам. У них своя логика, недоступная людям. Каждый, кто приступает к Махабхарате, оказывается во власти этой компании.
И надо быть к этому готовым. К тому, что Махабхарата сама решает, кому открывать свои тайны, а кому и нет. Люди над этим не властны. С этим можно только смириться.