Двое меня! И не разделяйте!
К сожалению, о Магадхе мне практически ничего неизвестно.



Хотя меня очень интересует влияние индии на окрестности и преломление индийской культыры в соседних - тогда это место должно, действительно, привлекать мое внимание.

Это весьма странное и примечательное место в истории Индии.

В моем представлении Магадха - это центр своеобразной оппозиции ведической и брахманистской Индии, место, где реализовывались многие потенции арийской культуры, которые не получили развития в индуизме. А как знать, если бы многое из того, чем жила Магадха получило бы развитие - каким был бы современный мир.

ИМХО, - Магадха, начиная с Маурьев, пыталась построить принципиально отличное от традиционного индийское государство. Любое государство Древного мира и Средних веков из-за примитивных средств хозяйствования могло быть только мелким. Объединялось оно с другими только под воздействием силы. Объединение всегда было непрочным, потому что в этом не было особой экономической целесообразности и потому, что существовавшие тогда культы, привязанные к местности, не давали идеологической основы для соединения. Идеологически связывать различные народы на разном уровне развития и с разными образами жизни могут тольуо так называемые мировые религии, отрицающие национальное разделение. В самой Магадже или очень близко около нее появилась первая такая религия - буддизм, наиболее "продвинутая" из настических культов, противостоящих сословности брахманизма. Нанды (возможно) и Маурьи (почти наверняка) использовали буддийское политическое и культурное ноу-хау для объединения весьма разнородных индийских земель в единое целое. Эти попытки были достаточно удачны.

Что было бы, если в Индии утвердась магадхская модель государства? С сильной централизованной властью, "почти-светской", то есть не связанной с брахманами и стоящей над кофессиями, с идеологией, позволяющей включать и объединять в относительно однороднную массу всех подданныхх - да еще с учетом богатейших внутренних ресурсов? Такой вариант в Индии был реализован пришельцами - Кушанами, которые создали одно из самых влиятельных государств античности. А мог быть создан и самими индийцами. И такое государство могло объединить Индию и распространить свое влияние в страны, где испытывали тягу к буддизму. Дальше уже начинается альтернативная история. В реале наследие Магадхи было проклято и забыто в угоду идеалам индуизма. Индия заплатила за консервацию и сохраниение своей культуры отказом от глобального влияния.



Случайна или нет связь Магадхи с проповедью Сиддхартхи? Судить трудно. Будда по преданиям обошел значительную часть севера Индии. Миновать одно самых процветающих царств своего времени, где было множество потенциальных поклонников он не мог. А вот насколько смогли оценить выводы из проповедей Будды в политическом отношении и поддержать их - это уже другой вопрос. При жизни Будды этого явно не было. Но вот потом буддизм был признан годным для создания имперской идеологии.



Конечно, с точки зрения всей остальной Индии, живущей другими представлениями о религии, политики и морали, магадхские новаторы были демонами. Махабхарата не скупится в живописности их образов.