Двое меня! И не разделяйте!
..Курукшетра, семнадцатый день битвы потомков Бхараты.

Махабхарата использует разные сравнения для описания поля боя. То это река смерти, которая несет в бурном течении трупы и разбитые колесницы и низвергается кровавым водопадом в подземные миры смерти. То это океан, в котором кровавые волны омывают брега из завалов тел павших. Подходящие эпитеты находятся только в мире природы, в ее мощи и стихийности, превосходящей силы и воображение человека. Кажется, сами люди изумляются силами, которые они решились выпустить на волю.

По полю битвы движутся навстречу друг другу две колесницы. Великие колесничие бойцы вступают в бесконечные поединки с простыми воинами и ровней себе, царствующими особами, восседающими на колесницах и слонах, приходят в себя от жестоких ран, от известий о гибели сыновей, родичей и близких друзей, но неуклонно сближаются.

Одного из них направляет в буквальном и переносном смысле сам Бог. У Арджуны возничим стал Кришна, Он постоянно ободряет своего друга и призывает к твердости в отношении к врагам. Случайным возничим другого становится Шальва, сам по себе прекрасный воин и возничий, но, оскорбленный своим местом, постоянно предрекает своему колесничему, Карне, поражение в поединке. У Арджуны в упряжке кони молочной масти, у Карны - красные, то есть гнедые.

Позднее цветовая символика переосмысляется в соответствии с цветами гун - отдельных принципов, из которых состоит мироздание. Белый цвет - цвет саттвы, принципа благости, красный - раджаса, Первоначально это, скорее, были просто геральдические цвета. У Арджуны было право на белый, царственный цвет, так как считался сыном Индры, царя богов, а Карна имел упряжку из красных, то есть гнедых, коней, таких же как у его небесного отца - бога Солнца Сурьи. Таким образом подготавливалась мистерия поединка саттвы и раджаса, победителем в которой могло оказаться только благочестие.

Был еще один смысловой уровень восприятия предстоящего поединка. Правда, он был явен только для первых слушателей Махабхараты, у которых в памяти присутствовал миф о поединке Индры и Сурьи, в котором Сурья потерпел поражение. Позднее это сказание исчезло из народной памяти, а уж подавляющему числу нынешних читателей эпоса оно неизвестно.

Встреча двух героев предопределена событиями десятилетий, исход поединка - предугадан. Оба знают, какие силы двигают ими, один находит мужество подчиниться им, другой - противостоять.

Этот бой является сюжетной кульминацией Махабхараты. Точнее, в эпосе несколько уровней сюжетов и слушатель, а также нынешний читатель, вправе выбирать для понимания любой.

Общепринятым является мнение, что настоящая кульминация Махабхараты - Бхагават-гита, поучение Кришны колеблющемуся Арджуне. Если рассматривать Махабхарату в мистическом смысле, то это так.

Но на человеческом уровне, плоскости взаимоотношения людей и общества, кульминацией является именно поединок Арджуны и Карны. До этого момента исход битвы не является явным, Поле Дхармы (одно из многочисленных названий Курукшетры) все еще испытывает бойцов и не торопится отдать победу одной из сторон.

В определенной мере сюжет Махабхараты до поединка - подготовка к нему, связывание воедино судеб и событий, их течение в одном направлении, которое в конце приобретает необратимый характер, нарастание напряжения - а после поединка искупление его последствий.

Арджуна - неформальный лидер Пандавов. Он счастливо сочетает в себе благочестие Юдхиштхиры, без раздражающей иногда пассивности старшего, с воинской энергией и отвагой. Он и человек действия, но его деяния одухотворены мудростью и милосердием, в отличие от Бхимасена, олицетворения кшатирийской буйности и гордыни. На нем на самом деле держится успех всего предприятия. Он - любимец богов, идеальный военачальник и боец.

Карна - такой же военный лидер Кауравов. Он тоже гармонично сочетает в себе крайности этой политической партии. Он впитал лучшее от старшего поколения учителей, их знания, опыт, но, в отличие от них, не приемлет даже мысли о примирении с Пандавами. Он столь же тверд и последователен как братья - Кауравы и их ближайшие сподвижники в ненависти к Пандавам. Его ненависть холодна и не опускается до нелепостей оскорбления, что очень часто вредит сыновьям Дхритараштры. В эпосе неоднократно повторяется сравнение - Дурьодхана есть дерево Кауравов, зато Карна - их ствол.


@темы: Махабхарата, Творчество фанатов