Двое меня! И не разделяйте!
"Об Ашваттхамане
Еще один персонаж, которого мы до сих пор не упоминали – Ашваттхаман, сын Дроны. Сразу предупреждаю, в моем рассказе о нем будет много ИМХО.
Вот что говорит об Ашваттхамане Бхишма: «Есть у него один большой недостаток, о бык из рода Бхараты, из-за которого я не могу считать его ни ратхином, ни атиратхой, о лучший из царей! Этот дваждырожденный сильно жаждет жить, и жизнь ему очень дорога». Для меня эта характеристика – загадка. Никакого особого жизнелюбия я в Ашваттхамане не нахожу. По-моему, он неуравновешенный, дерганый, порой истеричный. Ашваттхаман – жертва отцовского воспитания. Каково постоянно слышать от отца: «Мне Арджуна дороже собственного сына, потому что он – мой лучший ученик»? Дрона пытался обучить Ашваттхамана всем видам божественного оружия, но тот не смог овладеть ими в совершенстве. Герои Махабхараты осваивают воинскую магию настолько, насколько каждый из них в состоянии вместить это знание. У Ашваттхамана не хватило душевных сил. В результате выросло то, что выросло. Ашваттхаман все время старается доказать отцу, что достоин его любви: во всем его поддерживает, а если кто-то непочтительно отзывается о его старших родственниках, или о брахманах вообще – лезет в драку. Очень люблю эпизод из «Дронапарвы», когда Ашваттхаман бросился с мечом на Карну – тот позволил себе небольшую перепалку с Крипой. Бесподобная сцена: Дурьодхана и Крипа вдвоем держат забияку, Карна кричит: «Отпусти его, о превосходнейший из рода Куру! Пусть он столкнется с моею мощью!» Ашваттхаман понимает, что сейчас действительно получит, и нагло заявляет: «Эту вину твою, о сын суты, мы прощаем тебе, о злонамеренный!»
После гибели Дроны Ашваттхаман, как образцовый сын, становится жестоким и беспощадным мстителем. В частности, применяет божественное оружие нараяна и агнея. Те герои, которые владеют божественным оружием в совершенстве, используют его только против равного соперника. Когда сражаются Арджуна и Карна, оба войска наблюдают за поединком, и, хоть соперники пускают в ход весь божественный арсенал, ни одна стрела не попадает в посторонних. Ашваттхаман использует агнею по принципу «куда Бог пошлет». Результат описан в цитатах, которые приводились в прежних постах. В конце концов, Арджуна сумел отразить оружие Агни, и разъяренный Ашваттхаман был вынужден отступить.
Но главное его деяние впереди. После разгрома кауравов в живых осталось трое: Ашваттхаман, которого умирающий Дурьодхана назначил полководцем, Крипа и Критаварман. Они укрылись от врагов в лесу и расположились под деревом, на котором ночевала стая ворон. Спящих птиц истребила сова. Это зрелище подсказало Ашваттхаману идею: напасть на врагов ночью и захватить их врасплох. Замысел находился в вопиющем противоречии с законами честного боя, но ведь Пандавы их тоже неоднократно нарушали. Напрасно Крипа и Критаварман уговаривали Ашваттхамана дождаться утра и бросить врагам вызов, как подобает. (Кстати, это предложение Крипы кажется неразумным только на первый взгляд. Все трое владеют божественным оружием в такой степени, что могут создать серьезные проблемы даже целому войску).
Переубедить Ашваттхамана не удалось, и трое кауравов направились к вражескому лагерю. Вдруг у них на дороге возник Шива в облике могущественного и грозного существа. Ашваттхаман с ходу атаковал, но чудовище поглотило его оружие. Сцена перекликается с поединком Арджуны с Шивой в «Сказании о кирате». Но если Арджуна сражался до последнего и выдержал испытание, то Ашваттхаман при виде такого чуда впал в глубокое отчаяние. Он признал неправедность своего замысла, но не в силах от него отказаться. В конце концов Ашваттхаман решил принести себя в жертву Шиве, раз ему не дано уничтожить врагов. Он бросился в огонь. Но Шива остановил это жертвоприношение. Он сказал, что время для панчалов, союзников Пандавов, истекло, и они должны погибнуть – такова судьба. Ашваттхаман должен стать ее орудием. Шива вручил сыну Дроны оружие и наделил его собственным ратным пылом.
Ашваттхаман и два его соратника атаковали спящий лагерь и учинили резню. Погибли все, кто там находился, в том числе сыновья Драупади. Пандавов и Кришны в ту ночь в лагере не было. По предложению Кришны они, после поединка Бхимы с Дурьодханой, остались на ночлег в опустевшем лагере кауравов - стеречь добычу. Благодаря своей божественной природе, Кришна знал, что случится этой ночью, и тоже исполнял веление судьбы. Утром победителей ждало сокрушительное горе. Драупади, рыдая, взывает к мести, и Пандавы пускаются в погоню. Трое участников ночного погрома к тому времени разошлись в разные стороны. Ашваттхаман забрел в обитель Вьясы Двайпаяны. Вьяса – один из величайших риши. Он не мог не знать, что сотворил сын Дроны. Тем не менее, Вьяса был настолько милосерден, что принял его. Ашваттхаман успел надеть отшельничью одежду и сесть в асану, когда примчались Пандавы. Наш подвижник предусмотрительно положил рядом с собой лук и стрелы. При виде врагов он схватил тростниковую стрелу и со словами «Смерть Пандавам!» пустил в ход божественное оружие. Чтобы ему воспрепятствовать, Арджуна в ответ применил оружие Брахмы.
Небо стало дымиться с четырех концов. Примчались боги и святые мудрецы, и стали умолять противников поскорее убрать оружие, иначе сейчас наступит конец юги. И тут оказалось, что Ашваттхаман не может остановить то, что привел в действие. Вьяса объявил его побежденным и велел сделать так, чтобы вред от оружия был минимальным. Ашваттхаман сказал: «Да поразит эта стрела чрево каждой женщины из стана Пандавов; она, без промаха бьющая, уже нацелена!»
Тогда заговорил Кришна. Он попросил пощадить одного-единственного ребенка: того, которого носит под сердцем Уттара, вдова Абхиманью. Кришна дал Ашваттхаману последний шанс остаться человеком. Но тот услышал только смиренную просьбу – и, торжествуя, отверг ее: «Достигнет это оружие, мною нацеленное, чрева дочери Вираты, той, которую ты, о Кришна, намерен спасти!»
До сих пор поступки Ашваттхамана еще могли быть оправданы, но, обратив оружие против матери и ребенка, он переступил последнюю черту. Кришна объявил, что ребенок все равно будет жить и станет царем, а Ашваттхаман отныне проклят, и обречен три тысячи лет скитаться среди крови и бедствий, и не окажется ему места среди людей.
На этот раз даже добрый Вьяса согласился с решением Кришны."
НЕ МОЕ!
Еще один персонаж, которого мы до сих пор не упоминали – Ашваттхаман, сын Дроны. Сразу предупреждаю, в моем рассказе о нем будет много ИМХО.
Вот что говорит об Ашваттхамане Бхишма: «Есть у него один большой недостаток, о бык из рода Бхараты, из-за которого я не могу считать его ни ратхином, ни атиратхой, о лучший из царей! Этот дваждырожденный сильно жаждет жить, и жизнь ему очень дорога». Для меня эта характеристика – загадка. Никакого особого жизнелюбия я в Ашваттхамане не нахожу. По-моему, он неуравновешенный, дерганый, порой истеричный. Ашваттхаман – жертва отцовского воспитания. Каково постоянно слышать от отца: «Мне Арджуна дороже собственного сына, потому что он – мой лучший ученик»? Дрона пытался обучить Ашваттхамана всем видам божественного оружия, но тот не смог овладеть ими в совершенстве. Герои Махабхараты осваивают воинскую магию настолько, насколько каждый из них в состоянии вместить это знание. У Ашваттхамана не хватило душевных сил. В результате выросло то, что выросло. Ашваттхаман все время старается доказать отцу, что достоин его любви: во всем его поддерживает, а если кто-то непочтительно отзывается о его старших родственниках, или о брахманах вообще – лезет в драку. Очень люблю эпизод из «Дронапарвы», когда Ашваттхаман бросился с мечом на Карну – тот позволил себе небольшую перепалку с Крипой. Бесподобная сцена: Дурьодхана и Крипа вдвоем держат забияку, Карна кричит: «Отпусти его, о превосходнейший из рода Куру! Пусть он столкнется с моею мощью!» Ашваттхаман понимает, что сейчас действительно получит, и нагло заявляет: «Эту вину твою, о сын суты, мы прощаем тебе, о злонамеренный!»
После гибели Дроны Ашваттхаман, как образцовый сын, становится жестоким и беспощадным мстителем. В частности, применяет божественное оружие нараяна и агнея. Те герои, которые владеют божественным оружием в совершенстве, используют его только против равного соперника. Когда сражаются Арджуна и Карна, оба войска наблюдают за поединком, и, хоть соперники пускают в ход весь божественный арсенал, ни одна стрела не попадает в посторонних. Ашваттхаман использует агнею по принципу «куда Бог пошлет». Результат описан в цитатах, которые приводились в прежних постах. В конце концов, Арджуна сумел отразить оружие Агни, и разъяренный Ашваттхаман был вынужден отступить.
Но главное его деяние впереди. После разгрома кауравов в живых осталось трое: Ашваттхаман, которого умирающий Дурьодхана назначил полководцем, Крипа и Критаварман. Они укрылись от врагов в лесу и расположились под деревом, на котором ночевала стая ворон. Спящих птиц истребила сова. Это зрелище подсказало Ашваттхаману идею: напасть на врагов ночью и захватить их врасплох. Замысел находился в вопиющем противоречии с законами честного боя, но ведь Пандавы их тоже неоднократно нарушали. Напрасно Крипа и Критаварман уговаривали Ашваттхамана дождаться утра и бросить врагам вызов, как подобает. (Кстати, это предложение Крипы кажется неразумным только на первый взгляд. Все трое владеют божественным оружием в такой степени, что могут создать серьезные проблемы даже целому войску).
Переубедить Ашваттхамана не удалось, и трое кауравов направились к вражескому лагерю. Вдруг у них на дороге возник Шива в облике могущественного и грозного существа. Ашваттхаман с ходу атаковал, но чудовище поглотило его оружие. Сцена перекликается с поединком Арджуны с Шивой в «Сказании о кирате». Но если Арджуна сражался до последнего и выдержал испытание, то Ашваттхаман при виде такого чуда впал в глубокое отчаяние. Он признал неправедность своего замысла, но не в силах от него отказаться. В конце концов Ашваттхаман решил принести себя в жертву Шиве, раз ему не дано уничтожить врагов. Он бросился в огонь. Но Шива остановил это жертвоприношение. Он сказал, что время для панчалов, союзников Пандавов, истекло, и они должны погибнуть – такова судьба. Ашваттхаман должен стать ее орудием. Шива вручил сыну Дроны оружие и наделил его собственным ратным пылом.
Ашваттхаман и два его соратника атаковали спящий лагерь и учинили резню. Погибли все, кто там находился, в том числе сыновья Драупади. Пандавов и Кришны в ту ночь в лагере не было. По предложению Кришны они, после поединка Бхимы с Дурьодханой, остались на ночлег в опустевшем лагере кауравов - стеречь добычу. Благодаря своей божественной природе, Кришна знал, что случится этой ночью, и тоже исполнял веление судьбы. Утром победителей ждало сокрушительное горе. Драупади, рыдая, взывает к мести, и Пандавы пускаются в погоню. Трое участников ночного погрома к тому времени разошлись в разные стороны. Ашваттхаман забрел в обитель Вьясы Двайпаяны. Вьяса – один из величайших риши. Он не мог не знать, что сотворил сын Дроны. Тем не менее, Вьяса был настолько милосерден, что принял его. Ашваттхаман успел надеть отшельничью одежду и сесть в асану, когда примчались Пандавы. Наш подвижник предусмотрительно положил рядом с собой лук и стрелы. При виде врагов он схватил тростниковую стрелу и со словами «Смерть Пандавам!» пустил в ход божественное оружие. Чтобы ему воспрепятствовать, Арджуна в ответ применил оружие Брахмы.
Небо стало дымиться с четырех концов. Примчались боги и святые мудрецы, и стали умолять противников поскорее убрать оружие, иначе сейчас наступит конец юги. И тут оказалось, что Ашваттхаман не может остановить то, что привел в действие. Вьяса объявил его побежденным и велел сделать так, чтобы вред от оружия был минимальным. Ашваттхаман сказал: «Да поразит эта стрела чрево каждой женщины из стана Пандавов; она, без промаха бьющая, уже нацелена!»
Тогда заговорил Кришна. Он попросил пощадить одного-единственного ребенка: того, которого носит под сердцем Уттара, вдова Абхиманью. Кришна дал Ашваттхаману последний шанс остаться человеком. Но тот услышал только смиренную просьбу – и, торжествуя, отверг ее: «Достигнет это оружие, мною нацеленное, чрева дочери Вираты, той, которую ты, о Кришна, намерен спасти!»
До сих пор поступки Ашваттхамана еще могли быть оправданы, но, обратив оружие против матери и ребенка, он переступил последнюю черту. Кришна объявил, что ребенок все равно будет жить и станет царем, а Ашваттхаман отныне проклят, и обречен три тысячи лет скитаться среди крови и бедствий, и не окажется ему места среди людей.
На этот раз даже добрый Вьяса согласился с решением Кришны."
НЕ МОЕ!