У меня нет доступа в ЖЖ. Но общаться ведь можно и так:
"Махабхарата" Рави Чопра. "Римский" взгляд
Вместо эпиграфа:
Не исключено, что посмеяться следует не над фильмом, а над нашим пониманием его
(в сущности это пресловутая "проблема римлянина"--не понимаю, значит дико).
Петя (из коммента к посту
l-larchik.livejournal.com/23589.html)
Петино определение мне нравится тем, что оно точно отражает ситуацию. Я люблю "Махабхарату", но знаю ее по академическим переводам и научным работам, а к тому, что можно назвать "традицией", никакого отношения не имею. Кроме того, я очень настороженно отношусь к индийскому кинематографу. По этой причине долго не решалась посмотреть сериал. Слова Пети сыграли не последнюю роль в том, что я таки разыскала в сети и посмотрела этот фильм.
Римлян я тоже не слишком люблю. Поэтому пытаюсь не брать с них пример и с пониманием относиться к мелочам. Такими мелочами я признаю крайне наивные спецэффекты, воспроизводящие традиционные иллюстрации к "Бхагавадгите как она есть", и неумелую боевку. Ясно, что телесериал делалася с крайне ограниченными средствами. А традиционность - неприменное требование.
читать дальше Эффектный, но непривычный зрительный ряд, скорее всего, зрители бы не приняли. Но оперение стрел можно было сделать не из паралона! В сценах с поверженным Бхишмой эти стрелы очень мешали мне верить в происходящее. Самое удивительное, что вера все равно возникала. Настолько, что я начинала болеть за того, или другого героя, прекрасно зная, чем закончится эпизод. Махабхарату испортить трудно. После нескольких серий все происходящее на экране воспринимается как спектакль, и большая часть того, что вначале кажется явным недостатком, превращается в некую условность.
Наиболее органичными мне показались серии, посвященные раннему детству Кришны. При этом они абсолютно выпадают из общей ткани сериала. Если "Махабхарата" - трагедия, то история Кришны-пастушка - детская сказка. Там на своем месте и танцы с песнями, и совершенно игрушечный змей - каким же быть чудовищу, которого побеждает маленький мальчик? Ребенок замечательный, естественно ведет себя в кадре, прекрасно танцует. Кришна-подросток тоже неплох. Единственная придирка - он во всех ситуациях улыбается совершенно одинаково. А вот дальше перед авторами фильма встала тяжелая проблема. Кришна-пастушок и Кришна-воин - две большие разницы. Как объединить их в рамках одного сериала? В тексте "Махабхараты" от Кришны-пастуха нет ничего. Но с точки зрения бхактов именно этот образ является каноническим.
Авторы фильма выходят из положения следующим образом. У них Кришна все время как бы немного валяет дурака. Причем сильнее всего - именно тогда, когда дает Пандавам самые жуткие, роковые советы. Серьезен он только наедине с собой. Так удается перекинуть мостик к игре. Решение достойное. Но, по-моему, прав мудрый Париджата, когда вот здесь www.diary.ru/~Padma/p63073207.htm пишет следующее: "А если сделать Кришну не канонического вообще, без всяких этих колебаний посередине (потому что Кришна всегда и везде был полу-канонический), которые и не дают образу развиваться, в , скажем, абсолютно каноническом фильме, то ведь может покатить так, что мало не покажется."
А вот того, что сделали с Бхагавадгитой, я авторам фильма простить не могу. Мне говорили, что Гита занимает в фильме три серии, и я по наивности решила, что исполнитель роли Кришны прочитает классический текст от начала до конца, да еще как-то его обыграет. Каково же было мое разочарование, когда с экрана прозвучали комментарии в духе Свами Прабхупады с редкими цитатами из первоисточника! Надо отдать должное актеру. Он сумел даже это произнести так, что на него не скучно было смотреть.
Кришна - одна из самых удачных, на мой взгляд, актерских работ в сериале. Но первое место я бы отдала актеру, сыгравшему Карну. Он сумел сыграть эпизоды проклятия Парашурамы и срезания панциря, которые я считаю практически неизобразимыми. Вообше этот актер, по-моему, ни разу не переиграл. Бхима мне понравился фактурой. Он такой, каким должен быть - очень большой, мощный и атлетически сложенный. Отыгрыш у него достаточно простой, и выглядел он убедительно. Дурьодхана хорошо смотрелся за счет личного обаяния актера и, как пишет Париджата, благодаря тому, что у него все время блестят глаза.
Но должна сказать, что дети взрослых актеров переигрывают по всем статьям!
(продолжение следует)