ПРОЗРЕНИЕ МУДРОГО ШУКИ

Перевод с санскрита, сделанный индологом из Калининграда Игнатьевым Андреем


Культура Индии Камасутра В издательстве «Амрита-Русь» тиражом 2000 экз. вышла новая книга – «Прозрение мудрого Шуки» (перевод первой книги Девибхагавата-пураны). Основную сюжетную линию первой книги ДБП является история великого мудреца Вьясы и его сына Шуки. Вьяса охвачен скорбью из-за того, что у него нет сына. Тогда он предается суровому подвижничеству, и благодаря дару Шивы у него чудесным бразом рождается сын Шука. Однако, когда Шука вырастает, он отказывается от семейной жизни, ибо полагает, что она является источником страдания и оковами для всех воплощенных. Тогда Вьяса советует ему отправится к царю Митхилы Джанаке, чтобы тот рассеял его заблуждение. Встретившись с Джанакой и побеседовав с ним, Шука изменяет свое мнение. Вернувшись к отцу, он женится и продолжает род, а после обретает сиддхи. Помимо этого, первая книга содержит множество интереснейших мифов: об убиении демонов Мадху и Кайтабхи, о соблазнении Сомой супруги Брихаспати Тары, о любви царя Пурураваса и прекрасной апсары Урваши и других. Цена – около 100 руб.





ХХХ



nārāyaṇaṃ namaskṛtya naraṃ caiva narottamam
devīṃ sarasvatīṃ caiva tato jayam udīrayet


Мокшадхарма. Вопросы Шуки (Большой текст Санкхьи и Йоги)

(Махабхарата, вып. V, кн. 1, Мокшадхарма, Ашхабад-Ылым, 1983, с. 225 - 303)



ГЛАВА 231
(8478–8509)

Юдхиштхира сказал:

1. О начале и конце всех существ я хочу знать, каурава,
О достижении, делах и долголетии в каждой юге, о длительности (юги).
2. О приходе–уходе существ, исчерпывающе об основе мира,
О (его) возникновении, гибели (хочу знать), как это происходит.
3. Если твой ум благожелателен к нам, лучший каурава,
Благоволи сказать, владыка, о чем я тебя вопрошаю.
4. Выслушанное прежде о высшем, о чем говорил Бхарадвадже
Риши – певец Бхригу, превосходное разуменье,
5. Глубоко закономерное, дивно утвержденное, во мне возникло;
Поэтому и далее вопрошаю, да благоволит мне сказать владыка.

Бхишма сказал:

6. Древнюю быль тебе передам об этом:
Разъяснение, данное владыкой Вьясой вопрошавшему сыну.
7. Полностью превзойдя Веды, их дополненья, Упанишады,
В поисках завершающего дела, касающегося полноты Закона,
8. Сын Вьясы Шука Кришну Двайпаяну Вьясу о своём сомненье
Вопросил разрешающего сомнения относительно Закона (дхармы).
225

Шука сказал:

9. О создателе множества существ, познаваемом во времени утвержденными (делами)
И об обрядах (браминов) благоволили сказать, владыка.

Бхишма сказал:

10. Обо всем этом возвестил отец вопрошавшему сыну,
Знающий прошлое и грядущее, знающий всё, знаток всего Закона..

Вьяса сказал:

11. Безначальное, нерожденное, дивное, нестареющее, постоянное не приходит
Брахмо; непроницаемое, непознаваемое, оно изначала пребывает.
12. Каштха (2 секунды) состоит из пятнадцати нимешей (мигов), тридцать каштха называются кала (минута);
Тридцать кала с десятой долей образуют мухурту (час).
13. Тридцать мухурт образуют день-ночь (сутки) – такой счет мудрецы установили,
В месяце считается тридцать суток; двенадцать месяцев называют годом*,
14. Знающие говорят, что в году есть два пути (солнца): северный и южный,
15. На человеческую и вселенскую часть солнце разделяет сутки:
Ночью спят существа, днем – дела выполняют*.
16. У предков день-ночь (сутки) – это месяц; он также делится на две части?
Светлая часть, день, – для выполнения дел; ночью, в темную часть, – отдыхают*.
17. Божественные день–ночь (сутки) – это год, он также делится на две части:
Ночь – это путь (солнца) на юг, день – это путь на север.
18. День–ночь (сутки), о которых тебе сказано раньше, как о человеческой и вселенской половине,
По этим двум исчисляется год; (теперь) скажу о сутках Брахмо*,
19. Последовательно сообщу сумму годов отдельно: Криты-, треты-, двапары- и кали-юги.
226

20. Считается четыре тысячи лет в крита-юге,
Её утренних сумерек такой же счет сотен, какой и вечерних.
21. В следующих трёх остальных (югах), с их сумерками, (Бхарата),
По одной четверти* отнимается от тысяч и сотен:
22. Бесконечные, вечные миры содержатся в этих (югах);
Постигшие Брахмо знают о них, что это и есть вечное Брахмо*.
23. Полностью на четырёх ногах стоят Закон (дхарма)
и Правда в крита-югу. (Тогда) не бывает прихода кривды, всё вне ее происходит.
24. В последующих (югах) из-за развития (кривды) четверть
(одна нога) Закона (дхармы) убывает. Из-за воровства, кривды, обмана беззаконие возрастает.
25. Не болеют и во всём преуспевают (люди) в крита-югу,
Возраст их – четыре сотни (лет); в трета- и дальнейших (югах) возраст (последовательно) убывает на четверть.
26. И знание Вед убывает соответственно юге, так мы слыхали,
Также плод (изучения) Вед, (сила) благословения*, возраст.
27. У людей в крита-югу бывают одни обязанности, в трета
и двапару (соответственно) другие. (Еще) иные в кали-югу, по мере укорочения века*;
28. В Крита высшим (считается) тапас, в трета – высшим
(считается) знанье, В двапара – так говорят – жертвы, и только дары – в кали-югу.
29. Двенадцать тысяч (человеческих юг) называются (божественной) югой, так вещие знают,
А тысяча таких (юг) называется днём Брамы.
30. Столько же в ночи; начало этой вселенной (тогда полагает) Ишвара;
В течение пралаи погрузившийся в размышленье, заснувший, он пробуждается в конце (ночи).
31. Кто знает, что тысячу (божественных) юг (длится) день Брамы
И ночь столько же юг, те день–ночь (сутки) Брамы знают.
32. Пробудясь в конце ночи, он являет вечное Брахмо,
Творит Великую Суть (Махана) и манас, присущий проявленью.

ТАК В СВЯТОЙ “МАХАБХАРАТЕ”, В КНИГЕ “УМИРОТВОРЕНИЕ”, В КНИГЕ “ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ”
ГЛАСИТ 231 ГЛАВА – ВОПРОСЫ ШУКИ