С одобрения С. Л. Невелевой: (поперто - не мое)

Образ Карны в Махабхарате.
Разыскания о трагическом герое индийского эпоса

"...Если история повествует о добрых деяниях добрых людей, то вдумчивый её слушатель побуждается подражать добру; если же она говорит о злых делах нечестивцев, то религиозный и набожный слушатель или читатель её учится беречься от того, что есть зло и порок..."

Беда Достопочтенный "Церковная история народа англов"


Введение. Нравственная коллизия эпического героя.


Трагический герой эпоса - оксиморон? При словах "трагический герой" мы прежде всего вспоминаем аттическую трагедию, в центре внимания которой находится моральная ответственность индивида, а часто и eгo рефлексия по поводу правильности морального выбора. При чём же здесь эпос? Эпические герои, от Гильгамеша до Ильи Мурoмца, - создания чрезвычайно цельные. Они, бывает, тоже страдают, но не от угрызений совести, а исключительно от внешних причин: несправедливости, злого рока, удара шестопёром по голове. Что может быть трагического в таком герое? Сказание почти никогдa не сообщаeт о eгo внутренних переживаниях, и крaйне редко - о мотивации eгo поступков. Гомер настолько не доверяет своим героям в принятии решений, что заставляет богов подсказывать им даже самые очевидные действия: просить у Ахилла для погребения тело своего сына Гектора Приам принимается только по совету присланной Зевсом богини Ириды! А коль нет собственных решений, не может быть и моральных мук. Всё это верно в отношении “Илиады” или “Песни о Нибелунгах” (в дальнейшем - Ил и ПН), но здесь речь пойдёт об индийском эпосе, уделяющем исключительное внимание этико-религиозным и философским вопросам.

читать дальше
И все-таки, на мой предвзятый взгляд, писания асура - лучше!