В ходе покорения мира, предшествующего совершению Раджасуйи, Сахадева отправляется на юг. В распределении сторон света между братьями нет ничего удивительного: стороны света расположены "по старшинству"--от "первой и лучшей"--востока до последней и "худшей"--пустынного юга, обители Ямы. Последняя и достаётся Сахадеве. Этот поход очень примечателен с точки зрения этнографии: помимо совсем уж мифических "одноногих людей" Сахадева сталкивается с неарийскими племенами юга Индии, с дравидами, исконным населением Индостана, они так и упоминаются в списке покорённых племён--the Dravidas.
Но не это нас сейчас интересует. Накула встречает упорное сопротивление со стороны царя Нилы, владыки города Махишмати. (Не страны, а именно города--это тоже примечательно!) Сам Сахадева чуть было не погиб в этом кровопролитном сражении, а всё потому, что на стороне Нилы сражался сам Агни.
Почему Агни перешёл на сторону "врага"--это вообще прелюбопытная история. Оказывается, в Махишмати Агни прославился своими любовными похождениями ("earned the reputation of a lover").
Прямо история ко дню влюблённых получается, судите сами: у царя была дочь-красавица, всегда присутствовавшая при возжигании священного огня. Огонь от такой жизни совсем разбаловался и разгораться соизволял только от дыхания юной девы, слетавшего с ея лилейных уст. А потом и вовсе принял облик брахмана и в этом облике вовсю наслаждался обществом царевны. Пока эту влюблённую парочку не застал царь-отец. Царь не сразу признал в любовнике пламенного бога и поначалу разгневался не на шутку и кликнул стражу, намереваясь покарать негодяя.
Но тут уже сам бог буквально воспылал гневом. Царь мигом опомнился, признал свои ошибки и даровал ему свою дочь в жёны. От радости Агни обещал исполнить любое желание тестя. И тот пожелал, чтобы его войска стали непобедимы и никогда не испытывали страха. С тех пор Агни сопровождал в бою войска тестя, и горел подлый враг синим пламенем. Мало-помалу не то что подлый враг, а и вообще все соседи стали обходить град Махишмати стороной, от греха подальше. А между тем местным дамам и девицам тоже хотелось наслаждаться радостями любви. Но вот беда--военные успехи царя отбили у потенциальных женихов всякую охоту навещать неприступный город. И тогда "Агни даровал незамужним жительницам Махишмати сексуальную свободу [sexual liberty]", и те бродили по окрестностям в поисках любовных утех, не имея постоянного мужа ["each unbound to a particular husband"]. Вот они, радости промискуитета во всей его красе!
А тем временем, "увидев, что его пехотинцы, всадники, воины на слонах и воины на колесницах охвачены пламенем", Сахадева, не дрогнув, заговаривает огонь! Да, то, что он делает, больше всего похоже на магический ритуал, на заговор: "Очистившись и коснувшись воды, герой обратился тогда к Агни с такими словами: "Я поклоняюсь тебе, о тот, чей путь окутан дымом! О всеочищающий, ты--уста богов, ты воплощённая жертва. Ради тебя я совершаю эти подвиги." Далее Сахадева восхваляет Агни, перечисляя его многочисленные эпитеты и столь же многочисленные достоинства и заслуги. И говорит так: "О Агни, даруй мне мощь [energy], пусть Ветер даст мне жизнь, пусть Земля даст мне пищу и силу, пусть Вода даст мне процветание. О Агни, первопричина вод [the first cause of the waters], Чистый, ты, чьими усилиями распространилось знание Вед,ты, лучший из богов, очисть меня истиной. <...> Пусть лучи истины, исходящие от тебя во время жертвоприношения, очистят меня. Тот, чей путь окутан дымом, пламенный, ты, очищающий от всех грехов, рождённый Ваю и пребывающий во всех созданиях, очисти меня лучами истины! Очистившись так, я молюсь тебе, о великий [exalted one]. О Агни, даруй мне довольство, и процветание, и знание, и счастье! О уноситель жертвенных возлияний, тебе не пристало препятствовать жертвоприношению!" Сказав так, Сахадева расстелил на земле стебли священной травы куша и сел, ожидая приближения огня и следующего за ним грозного войска.
И, подобно океану, что никогда не выходит из своих берегов, Агни не тронул его. Напротив, приблизившись к нему, Агни сказал: "Встань, о потомок рода Куру, я лишь испытывал тебя. Я знаю о жертвоприношении Юдхиштхиры, но, пока не прервётся род Нилы, я буду защищать этот город. Однако, я сделаю так, что желания твоего сердца исполнятся". И Сахадева встал и, сложив ладони, почтил бога поклоном. И огонь отступил. И, по приказанию Агни, царь Нила тогда приветствовал Пандаву и подчинился его власти и почтил его данью. Так подчинив Нилу своей власти, Сахадева отправился дальше на юг.