Хотар1
(Любуясь ярко освещённой множеством огней столицей Кошалы)
Спи, колыбель царей Икшваку2 о, Айодхья3,
Благословенная обитель рода Солнца.
Тебя желанней только Господа угодья
(В сравненье с ними Мритьялока4 - дно колодца).
Родиться вновь в твоих стенах уже удача:
Ашрам Сарайи5 не вмещает просветлённых.
Кто не попал сюда, судьбу свою оплачет:
К Айодхье боги неизменно благосклонны.
В благочестивости дворцы подобны храмам,
А храмы, в святости - ашрамам Брахмалоки6:
Не уступают раджи в мудрости брахманам,
О Ведах, свами7 вопрошают полубоги.
Гордись собою венценосная Кошала
Ибо завидна твоя участь, видит небо:
Звезды рожденье новой чудо предвещало
И я в Айодхью поспешил за нею следом.
Удаляется в сторону города. Входят два ракшаса, переодетые в торговцев-вайшъя.
Первый ракшас
О чём болтал здесь "травоядный", Нишичара8?
читать дальше 1Хотар - жрец, занимающийся декламацией гимнов Ригведы.
2Икшваку - в др.-инд. мифологии прародитель солнечного племени (сурьяванши) в Индии, и сын Вайвасвата Ману, прародителя нынешней человеческой Расы.
3Айодхья - "непобедимая" древнее название города Аудха (Ауд) в Индии, столица страны Кошала, родина Аватара Рамы.
4Мритьялока - Земля.
5Сарайя - река, протекавшая через Айодхью.
6Брахмалока - (др.-инд. И пали brahmaloka, "мир Брахмы"), в древнеиндийской мифологии верхний рай или седьмое небо. В индуистской мифологии Брахмалока считается обителью Брахмы и располагается, согласно космологическим представлениям (см. Лока), на вершине горы Меру или же высоко над нею. В Брахмалоку попадают те смертные, которые при жизни отличались исключительной праведностью и за это избавились от бесконечной цепи рождений - сансары; они - живут в Брахмалоке в созерцании истины и состоянии вечного блаженства. По одним мифам Брахмалока состоит из нескольких областей: в махарлоке пребывают Бхригу и некоторые Праджапати, в джанарлоке - трое сыновей Брахмы; в тапар (или тапо-) локе обитает Вирадж; и, наконец, в сатьялоке ("мире истины") - сам Брахма, погружённый в медитацию. По другим мифам, с Брахмалокой. идентифицируется только сатьялока. Все области Брахмалоки разрушаются во время великого уничтожения космоса - махапралаи - в конце жизни Брахмы. В буддийской мифологии Брахмалока - высшие девалоки, которые образуют две сферы в сансаре - "сферу, имеющую формы" (рупавачара или рупадхату), и "сферу, не имеющую формы" (арупавачара или арупадхату). К первой относятся шестнадцать отдельных небес: девять низших Брахмалоки, асаньясатя, брихатпала и пять небес с общим названием - суддхаваса (высшее небо среди них по мифологической традиции хинаяны - акаништха). Вторая сфера состоит из четырёх небес и считается выше первой. В мифологической традиции ваджраяны наивысшим небом считается акаништха (располагается над арупавачарой), где обитает адибудда. Боги, населяющие Брахмалоку, называются брахмами или "богами, имеющими тела брахмы" (брахмакаика-дева). В буддийских текстах встречаются имена многих брахм: Туду, Нарада, Сахампати и др. Буддийская мифология не признаёт Брахмы в качестве творца мира, даже т. н. великие брахмы (махабрахма) подчиняются законам кармы. Брахмалока достигается людьми, погружающимися в глубокое созерцание (дхьяна). (Электронная мифологическая энциклопедия Александровой Анастасия myfhology.narod.ru)
7Свами (Госвами) - тот, кто обуздал свой ум и чувства; титул человека, отрекшегося от мира (санньяси).
8Нишичары - "бродящие в ночи" - одно из имен ракшасов.
Второй ракшас
О "богоизбранной Айодхье" и о "чуде"...
Первый ракшас
Чтоб Солнце свет Луны вовек не омрачало!
(Складывает молитвенно ладони, подражая саньяси)
"Дикку лениваники гати, рши, девуде"1
(Смеются)