Обещанный трактат о Дурьодхане. (Трактат принадлежит целиком и полностью Ларчику. Потырен с Арды. Люблю...)
Я хочу обсудить две вещи: во-первых, почему главный виновник междоусобной войны вызывает, тем не менее, симпатию; и, во-вторых, претерпел ли этот персонаж какие-то изменения по ходу сюжета.
Простое перечисление личных качеств Дурьодханы дает довольно неприглядную картину. Тем не менее, царевичу Каураве присущ своеобразный хулиганский шарм.(!)-мое Передать это сочетание без пересказа эпизодов мне не удается, так что извините за объем текста .
Начало конфликта с Пандавами в Адипарве описано вскользь, в рассказе о детстве героев. Дурьодхана в этом описании выглядит непривлекательно. Он завидует силе Бхимы и боится его, а потому пытается убить разными способами: то столкнет в воду, то подбросит змей в постель, то подсыплет яду. Каким-то образом в этом оказался замешан «любимый возница Дурьодханы», погибший от руки Бхимы. Пересказ событий краток и не содержит подробностей (Мбх I, гл. 119). Взрослея, Дурьодхана начинает понимать, что главную опасность для него представляет не силач Бхимасена и не Арджуна, наиболее искусный в стрельбе из лука, а спокойный и миролюбивый Юдхиштхира, который на год старше, и потому является основным претендентом на престол. Порядок наследования у куру довольно расплывчат. Обычно наследником становится не сын царя, а старший в роду. В сюжете о сожжении смоляного дома Дурьодхана хладнокровно планирует убийство двоюродных братьев. Но перед тем в повествование вклинивается сцена состязания, когда Дурьодхана раскрывается с совершенно неожиданной стороны: дарит Карне вассальное царство, защищает его от оскорблений. Мотивы внезапного благородства царевича многообразны. Несомненно, он хочет привлечь на свою сторону выдающегося воина. Но, кроме того, ему явно симпатичен юноша, посмевший бросить вызов не только Арджуне, но и всем присутствующим на ристалище. Так или иначе, Дурьодхана совершает, возможно, самый красивый поступок в своей жизни и в награду получает верного и самоотверженного друга.
Смоляной дом сгорел (при очень странных обстоятельствах). Пандавов считали погибшими, но в самый неожиданный момент они снова возникли на пути Дурьодханы. К тому времени царевич уже был провозглашен ювараждей, «молодым царем», соправителем слепого Дхритараштры, и отстранить его от власти никто не мог. По настоянию старших родственников и несмотря на протесты Дурьодханы и Карны царство разделили между двумя претендентами. Пандавам досталась западная, менее освоенная часть, но они в короткий срок построили новую столицу Индрапрастху и добились процветания. Если раньше Дурьодхана боялся, что его оттеснят от отцовского наследства, то теперь его главным мотивом становится зависть. Разобраться в ее причинах Дурьодхана не может. Ему кажется, что дело в богатстве Пандавов, в том, что они превзошли его, совершив жертвоприношение раджасую. Реальные причины его зависти точно сформулировал Видура, напутствуя Юдхиштхиру перед изгнанием: «Все вы преданы друг другу, а также красноречивы, неразлучимы врагами и довольны. Кто не позавидует вам?» (Мбх II, гл.69). Дурьодхана не понимает, что то, чему он завидует, у братьев не отнимешь. И тут Шакуни подбрасывает ему идею игры в кости.
То, как они вдвоем уговаривали Дхритараштру, достойно восхищения. Шакуни, притворяясь обеспокоенным, рассказывает старому царю, что его сын бледен, исхудал, ничего не ест и постоянно чем-то озабочен. Слепой Дхритараштра не может проверить, правдивы ли эти слова. Он начинает в тревоге расспрашивать сына. Дурьодхана честно сообщает, что богатства Пандавов не дают ему покоя. Шакуни немедленно выражает готовность обыграть Юдхиштхиру в кости. Дурьодхана делает вид, будто впервые слышит это предложение, и с радостью за него хватается. Дхритараштра колеблется, хочет посоветоваться с Видурой. Дурьодхана заявляет: «Если тут вмешается Кшаттри, он отвратит тебя от этого. Если же ты откажешься, о царь царей, я непременно умру. Когда я умру, ты, о царь, будь счастлив с Видурой. Владей тогда всей землею. Что тебе тогда делать со мной?» Испуганный отец тотчас приказывает строить зал для игры в кости. (Мбх II, гл. 45).
Шантаж такого рода Дурьодхана использует постоянно, когда хочет чего-то добиться от родных и друзей. В общем, бедный Дхритараштра.